Щегол – обзор фильма

Поделись с друзьями:

На экраны вышла киноверсия романа «Щегол» Донны Тартт — одной из самых влиятельных персон в современной мировой литературе. Стоит сразу отметить, что фильм отлично смотрится и без предварительного ознакомления с первоисточником. Хотя многие критики и зрители так не считают.

С экранизациями книжных произведений всегда трудно, ведь надо постараться не растерять ничего важного по дороге и важно сделать так, чтобы выбранного хватило как для радости фанатов, так и для должного понимания теми, кто впервые обратился к этой истории, до этого не создавая её идеальный образ в своей голове. То бишь, немного перефразируя классику, можно отметить: чем больше страниц, тем больше ответственность.

Такая судьба досталась и Джону Краули, в чьи режиссёрские руки после «Бруклина» упал «Щегол» — известный и популярный роман, который, судя по всему, уже прочно вошёл в ранг лучших или просто обсуждаемых романов этого века. Объёмное, явно неспешное произведение о силе искусства и психологических травмах, в котором писательница, очевидно, медленно и верно погружала зрителя в тяжёлую историю Тео Деккера с его детской трагедией и картинной маленькой птичкой на привязи.

Тем, кто не читал книгу, фильм «Щегол» вполне может не понравится и показаться каким-то сумбурным. С другой стороны, несмотря на низкие оценки от критиков и рядовых зрителей, я убежден, что найдутся и те (например, я), кому эта кинокартина приглянулась. Правда, после просмотра меня не покидала мысль, будто я посмотрел не фильм, а как бы был погружен на два с половиной часа в саму книгу. Словно я сам стал режиссером и, перелистывая страницы, представлял, что и как там происходит.

Для меня «Щегол» Джона Краули похож на пересказ истории, в которой я сам был участником. Какие-то моменты можно и пропустить, а на каких-то, наоборот, заострить внимание. Но может именно в этом и заключается работа сценариста (Питер Строхан) и режиссера, адаптирующего книгу для кино?! Дать возможность зрителю еще раз пережить всю историю целиком самостоятельно и лишь указать на какие-то основополагающие моменты романа. Пусть сам все додумает и переосмыслит. В этой связи мне достаточно трудно оценить экранизацию «Щегла», и как самостоятельное произведение, и как фильм вообще. Но одно могу сказать точно, я с большим удовольствием пересмотрю «Щегла» еще раз.

Итог: «Щегол» получился неспешным, несколько сумбурным, но очень не плохим фильмом. Да, если вы сравниваете киноленту с книгой, то он вас может разочаровать. В случае же отдельно взятой истории, картинки, игры актеров и флешбеков, у нас получился крепкий представитель редкого жанра. Умного кино.
6,5 из 10


Трейлер фильма “Щегол”:


Знаете ли вы, что:

  • Фильм основан на одноимённом романе (2013) американской писательницы Донны Тартт, получившей за него Пулитцеровскую премию.
  • В фильме показана картина «Щегол» (1654) кисти Карела Фабрициуса (1622-1654), которая хранится в королевской галерее Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды. Для съемок фильма этот музей смог предоставить кинематографистам очень реалистичного «дублера» картины. К. К. Барретт, художник-постановщик фильма, рассказывает: «В музее использовали 3D-сканер, чтобы отсканировать поверхность картины, а затем послойно воспроизвести полотно в натуральную величину. Для некоторых кадров мы увеличивали картину в цифровом формате, а затем художник по реквизиту накладывал сверху слой краски, чтобы мазки и текстура выглядели так же, как на оригинальном полотне».
  • Большинство сцен, местом действия которых был Лас-Вегас, на самом деле снимались на окраинах Альбукерке. Чтобы еще больше усилить контраст между городом и пустыней, по словам оператора-постановщика, «большинство сцен в Лас-Вегасе намеренно снималось при ярком дневном свете, чтобы добиться ощущения раскаленного воздуха и выгоревших на солнце цветов». Помимо освещения, также использовался более широкий объектив, «чтобы пространство выглядело более открытым, пустынным и враждебным по отношению к Тео» — вспоминает Роджер Дикинс.
  • «Метрополитен-музей» также оказывал помощь команде фильма в подготовке выставки для фильма. Копии экспонатов, висящих на стенах музея в кино, создавались на основе изображений в высоком разрешении, на использование которых создатели фильма получили лицензии от «Метрополитен-музея», музея «Маурицхёйс», «Рейксмюсеума» и других галерей. Команды художников-графиков и сценографов печатали изображения на фотобумаге, а затем работали над их текстурой, чтобы они выглядели как старинные полотна. Для «музейного» эпизода фильма были созданы репродукции более чем 80 полотен, самым знаменитым из которых является «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта. Учитывая степень разрушений, которые должны были бы произойти в результате взрыва, было невозможно снимать такие интерьеры музея в самом «Метрополитене». Поэтому создатели воссоздали несколько смежных залов музея в помещении огромного склада в Йонкерсе, который часто используют для съемок фильмов.
  • Локацию для просторного дома семьи Барбур, к которым мальчик попадает после трагедии в музее, Барретт с командой нашли в городе Хэвен, штат Нью-Йорк.