Джокер – обзор фильма

Поделись с друзьями:

Зрители:
– Еще один фильм по комиксам. Опять супергерои спасают мир, несут в массы непоправимое добро, шаблонно побеждают своих оппонентов и в конце все счастливы? Скучно и банально.
Режиссер Тодд Филлипс:
– Ни слова больше

Вселенная DC Comics подарила нам огромное множество суперзлодеев, среди которых очень важное место занимает Джокер. Из комиксов нам неизвестно ни о его происхождении, ни о его мотивах. Поэтому темное прошлое этого персонажа дало волю режиссерам и сценаристам придумать собственную историю злодея, полную драмы и печали. Им удалось создать байопик, в котором в реальность главного героя ты веришь. Зрителю не нужно знакомиться с историей Джокера, нет необходимости штудировать комиксы или обращаться к предыдущим картинам, где был задействован этот персонаж.

Действие происходит в Готэме начала 1980-х, пожалуй, наиболее мрачном временном периоде из всех возможных. Уличный клоун Артур Флек, живущий вместе и ухаживающий за своей матерью был уверен, что его предназначение нести радость и смех в этот мир. Однако за долгие годы жестокости и унижений со стороны окружающих Артур постепенно убеждается, что люди никогда не примут его, потому что просто не замечают – он невидим для окружающего мира. Но однажды Артур, совершив страшный поступок, высвобождает настоящего себя – безумного злодея Джокера.

Иногда такое случается, что хороший актер долго не находит “своей” роли. Все признают его талант, он снимается в удачных фильмах, его приглашают на новые проекты, но великим из зрителей его никто не считает. Но однажды, если ему повезет, он находит свою роль. Как Киану Ривз и Матрица, как Джеф Бриджес и Лебовски, как Райан Рейнольдс и Дедпул. Хоакин Феникс нашел себя и доказал, что является одним из сильнейших актеров в современном американском кинематографе. Нельзя не заметить, как он всецело отдает себя персонажу и настолько вживается в роль, что кажется, что актер больше не сможет существовать в обычном образе – Джокер останется его настоящей сущностью даже после съемок.

Режиссер Тодд Филлипс создал глубокий психологический триллер, в котором использовал сюжетную линию из комикса, но при полном отсутствии даже намека на какую-либо супергероику. Режиссер рисует перед нами историю маленького человека, который искренне верил в свое предназначение нести радость в этот мир, но окруженный жестокостью, несправедливостью и сплошным унижением он встает на путь саморазрушения. Джокер в фильме не типичный злодей, а результат продукта американской мечты, недосягаемость которой провоцирует всеобщую озлобленность и гневливость, вылившиеся в неконтролируемое безумие и мир хаоса, в который погружается Готэм.

Кажется, будто «Джокер» откликается проблемам современного общества и сегодня он словно не только один из самых обсуждаемых фильмов года, но и один из самых актуальных. Фантастический персонаж стал настолько реальным, что его история погружает зрителя в мир отчаяния, который каждый из нас в разные периоды жизни испытывал на себе. Джокер Хоакина близок тебе и на протяжении картины понимаешь, что часть темной стороны сидит в тебе и пытается вырваться наружу.

Джокер образца 2019 года стал уникальным, но собирательным образом. Невозможно не заметь того, что «Джокер» стал современной версией «Таксиста» Мартина Скорсезе, где деградация общества привела героя к насилию, “исцелившему” его. Именно поэтому одна из ролей досталась Роберту Де Ниро, как отсылка к другому легендарному фильму (плюс к ленте “Король комедии” с тем же Де Ниро).

Итог: В фильме выверено все: продолжительность каждой сцены, цветовая гамма, ракурсы, музыка, эмоциональная напряженность. «Джокер» Филлипса вышел таким, что ты наслаждаешься каждой секундой фильма и понимаешь, что это и есть настоящее искусство. Гениальная игра Хоакина Феникса заслуживает на Оскар и будет очень странно, если статуэтка не достанется именно ему.

10 из 10


Трейлер фильма “Джокер”:


Интересные факты о фильме “Джокер”

  • Фильм «Джокер» призван открыть новое направление в развитии фильмов DC, которое будет отвечать за уникальные самостоятельные проекты вне основной киновселенной (Расширенная вселенная DC — DC Extended Universe).
  • «Джокер» — первая роль Хоакина Феникса в фильме своим базисом основанном на комиксах. Ранее Феникс отказался от заглавной роли в Marvel-фильме «Доктор Стрэндж» (2016) (впоследствии знаковую роль получил Бенедикт Камбербэтч), а также от возможности заменить Эдварда Нортона в роли Халка в «Мстителях» (2012), потому что он не желал подписывать контракт на несколько студийных картин, который компания Marvel требовала от него.
  • Хоакин Феникс сильно похудел интенсивно готовясь к роли Джокера. Худоба актёра была настолько серьёзной, что многие сцены с ним снимали за раз, не прибегая к возможностям повторных дублей и поздним пересъёмкам-досъёмкам. Режиссёру фильма Тодду Филлипсу в буквальном смысле даже приходилось перерабатывать сценарий уже непосредственно во время производства фильма.
  • Макияж Джокера очень похож на макияж Джона Уэйна Гейси, серийного убийцы-насильника, который часто входил в доверие к детям будучи разодетый как клоун Пого. Этот стиль макияжа в то время избегали клоуны зарабатывающие на этом поприще профессионально, поскольку «острые» концы в макияже, как считалось, отпугивают детей.
  • Песня, которую можно услышать в тизерном трейлере к фильму — “Smile”, написана комиком Чарльзом Чаплином для его фильма «Новые времена» (1936).
  • Шутка Джокера: «Когда я был маленьким мальчиком и говорил людям, что собираюсь стать комиком, все смеялись надо мной, а теперь никто не смеётся», вдохновлена высказыванием покойного британского комика Боба Монхауза: «Люди смеялись надо мной, когда я говорил, что хочу стать комиком. Теперь они не смеются».
  • Создатели фильма ссылаются в своих вдохновениях на комикс Алана Мура «Убийственная шутка», в котором рассказывается о происхождении Джокера и о том, как он начал сходить с ума, и какие причины для этого были созданы. Также явным элементом вдохновения были культовые фильмы Мартина Скорсезе «Таксист» (1976), «Бешеный бык» (1980) и «Король комедии» (1982).
  • Первый кинотеатральный фильм по мотивам DC Comics получивший рейтинг R со времён фильма Зака Снайдера «Хранители» (2009), что был выпущен десятью годами ранее.
  • Хоакин Феникс был хорошим другом покойного Хита Леджера, который посмертно получил Оскар за роль Джокера в 2009 году снявшись в фильме Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь».
  • Во время съёмок создатели фильма использовали фальшивое рабочее название «Ромео», дабы лучше сохранить производство фильма в секрете.
  • Вигго Мортенсен отказался от роли Томаса Уэйна.
  • Хоакин Феникс первоначально был выбран на роль Бэтмена в отменённом фильме Даррена Аронофски «Бэтмен: Год первый».
  • За «Джокера» Тодд Филлипс получил приз Венецианского кинофестиваля Золотой лев в категории Лучший фильм. Во время своей благодарственной речи Филлипс поблагодарил Warner Bros. и DC за то, что они решились и вышли из своей зоны комфорта, и впоследствии предприняли такие смелые шаги для того, чтобы создать этот фильм, — сообщает The Hollywood Reporter. Филлипс также поблагодарил Феникса, который присоединился к нему взойдя на сцену. “Без Хоакина Феникса не было бы данного фильма. Хоакин — самый свирепый, самый яркий и самый открытый лев, которого я знаю. Спасибо, что доверили мне свой безумный талант”, — подытожил Филлипс.
  • Три из предыдущих актёров, которые играли Джокера — Джек Николсон, Хит Леджер и Джаред Лето являются лауреатами премии Оскар (тот же Леджер получил Оскар за роль Джокера в «Тёмном рыцаре» и годами ранее был номинирован за фильм «Горбатая гора» (2005), Николсон получил Оскары за фильмы «Пролетая над гнездом кукушки» (1975 г, награда от 1976-го), «Язык нежности» 1983 г, награда от 1984-го и «Лучше не бывает» 1997 г, награда от 1998-го), Лето получил Оскар за «Далласский клуб покупателей» 2013 г, награда от 2014-го)). Хоакин Феникс был номинирован на Оскар три раза за роли в фильмах «Гладиатор» (2000), «Переступить черту» (2005) и «Мастер» (2012).
  • Ранние кадры по фильму показывают Артура идущего по полуострову Amusement Mile, который фигурирует в оригинальном графическом романе «Убийственная шутка» за авторством Алана Мура.
  • Хоакин Феникс задействовал некоторые основы в своём смехе, который издаёт его Джокер, просматривая видеоматериалы и впоследствии основываясь на смехе людей, страдающих от патологического смеха, то бишь психически нестабильного (непроизвольный смех может быть признаком проблем со здоровьем). Феникс также стремился изобразить персонажа, которого зрители не могли бы отождествлять с собой.
  • Роберт Де Ниро в роли Мюррея Франклина, ведущего ток-шоу, является иронической отсылкой на свою прошлую давнюю роль. В «Король комедии» (1982) сам Де Ниро сыграл Руперта Папкина, неудачливого, психически неуравновешенного комика, который преследовал и похитил своего любимого ведущего ток-шоу Джерри Лангфорда (которого играет Джерри Льюис).
  • Говоря о культовом смехе злодея (Джокера) Феникс назвал его «чем-то почти болезненным». Актёр сказал, что знатоки как бы предполагают, что такое смех Джокера, но теперь это было похоже на новый, свежий подход к его смеху. «Я не думал, что смогу обновить смех Джокера», — сказал Феникс. «Я практиковался один, но в момент попросил Тодда прийти, чтобы он прослушал мой смех. Я почувствовал, что должен был продемонстрировать плоды в проработке смеха своего персонажа кому-то ещё. Всё это было действительно непрактично и заняло у меня довольно много времени», — заключил актёр.
  • «Джокер» — первый фильм для лейбла DC Black.
  • Из-за различий в часовых поясах первый трейлер был выпущен 4 апреля в Австралии, что также является днём рождения покойного австралийского актёра Хита Леджера, сыгравшего Джокера в «Тёмном рыцаре» (2008).
  • Режиссёр фильма Тодд Филлипс через свой Instagram сообщил, что съёмки фильма завершились 3 декабря 2018 года.
  • Кевин Конрой, актёр, часто озвучивающий Бэтмена в мультфильмах и играх, выразил надежду, что известный голос Джокера в исполнении Марка Хэмилла, тоже относящийся к мультикам и играм, сможет вернуться в этом образе в каком-нибудь из будущих проектов по DC, в то время как Джаред Лето, актёр, сыгравший роль Джокера в Расширенной вселенной DC, также хотел бы вернуться к своей ранее сыгранной несколько лет назад роли.
  • Когда режиссёра спросили, имеет ли «Джокер» какое-то значение для соперничества DC vs Marvel, Тодд Филлипс сказал, что его фильм не рассчитан на конкуренцию, и нетипичен для мира комиксов, и что к фильму был совсем иной подход, в отличие от тех, какие бывают при стандартизированной схеме создания кинокомикса.
  • Леонардо Ди Каприо и Билл Скарсгард, по слухам, могли сыграть Джокера.
  • Окончательный бюджет фильма составлял 55 миллионов долларов, что, по мнению The Hollywood Reporter, является лишь частью от стандартного бюджета для фильма основанного на популярных комиксах.
  • Бретт Каллен также появляется в роли конгрессмена в фильме «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012).
  • Алек Болдуин вёл переговоры насчёт того, чтобы сыграть роль Томаса Уэйна, но в итоге отказался от роли якобы сославшись на конфликт съёмочных графиков.
  • В этом фильме Хоакин Феникс играет Джокера, титульного персонажа. Некоторые актёры из фильма «Гладиатор», где также снимался и Феникс, до сих пор играли наставников персонажей для многих нынешних супергероев DC. Рассел Кроу сыграл отца Супермена Джор Эла, Конни Нильсен — мать Чудо-женщины королеву Ипполиту, а Джимон Хонсу — волшебника Шазама и Рыбного Короля в фильме «Аквамен».
  • Тодд Филлипс описал взгляд Хоакина Феникса на Артура (Джокера) как «парня, который ищет себя, свою личность, но который по ошибке становится символом для определённого слоя общества». Его цель — заставить людей смеяться и приносить радость миру…
  • Данте Перейра-Олсон, сыгравший юную версию Брюса Уэйна в этом фильме, ранее играл юную версию персонажа Хоакина Феникса Джо в «Тебя никогда здесь не было» (2017).
  • В своём посте в Instagram режиссёр фильма Тодд Филлипс продемонстрировал картинку с надписью «Артур», которая означала, что первоначальное имя Джокера в фильме будет Артур.
  • Шейлин Вудли предложили роль Софи Дюмон, но она отказалась от неё из-за незапланированных конфликтов со съёмками в сериале «Большая Маленькая Ложь» (2017). Мэри Элизабет Уинстед, Гугу Мбата-Роу, Дакота Джонсон и Аджа Наоми Кинг также были рассмотрены для этой роли. Мэри Элизабет Уинстед в итоге получила роль Хелены Бертинелли/Охотницы в DC-фильме «Хищные Птицы» (2020). Роль Софи Дюмон и вовсе получила Зази Битц.
  • Выступая на Венецианском кинофестивале, где состоялась премьера фильма, Хоакин Феникс заявил, что его версия Джокера была настолько сложной, что ради неё ему даже пришлось прочитать про различные расстройства личности. Он подошёл к роли так, что даже психиатр не смог бы определить, каким был его персонаж на самом деле. Феникс также добавил, что он и режиссёр находились в процессе открытия новых аспектов личности такого поистине многогранного персонажа как Джокер вплоть до самого последнего дня съёмок.
  • Это первый фильм косвенно касающийся Бэтмена получивший рейтинг R.
  • Третья интерпретация персонажа, который носит длинные волосы, после анимационной версии Кевина Майкла Ричардсона в «Бэтмен» (2004) и конечно же культового изображения персонажа Хитом Леджером в «Тёмном рыцаре».
  • С точки зрения подготовки к роли первая часть для Феникса была физической: «Вы действительно начинаете сходить с ума, когда теряете столько веса за такое короткое время». Феникс также читал о политических убийцах и потенциальных убийцах, но был осторожен, чтобы не «перегрузить» характер Артура. «Я хотел свободы, чтобы создать что-то, что не было чем-то сразу определённым. Я не хотел, чтобы какой-нибудь условный психиатр мог определить, кем является мой Джокер», — пояснил Феникс. Ключевой элемент нащупывания наилучшей подачи персонажа пришёл во время одной из репетиций, когда режиссёр ленты Тодд Филлипс дал Фениксу дневник, который играет роль психологической и творческой опоры для Джокера в данном фильме. Феникс сказал: «Это была действительно полезная вещь, но поначалу я не знал, с чего же начать, хотя очевидно, что это предоставляло мне ещё больше возможностей, чтобы внести разнообразие в образ».
  • Хоакин Феникс не согласился с утверждением, что он тяготеет к измученным персонажам, заявляя, что он был заинтересован в своеобразной светлости Артура (за неимением на тот момент более подходящего слова). «Образ Артура/Джокера — был не просто мукой, но был он и радостью, его личной борьбой за то, чтобы найти счастье и почувствовать связь с миром. Я не думаю о персонаже, как о мученике», — пояснил Феникс. В конечном же итоге Хоакин Феникс заключил об Артуре/Джокере следующее: «Он был для меня очень разным… в разное время, он был непредсказуемым и он был вдохновляющим».
  • Феникс был заинтересован в малобюджетном «изучении характера» персонажа комиксов и сказал, что фильм словно бы сам чувствует себя уникальным, в некотором роде это его собственный мир, и, возможно, это пугает тебя больше всего.
  • «Джокер» — это первый кинотеатральный спин-офф «Бэтмена» со времён «Женщины-кошки».
  • В фильме показан более молодой актёр, изображающий Джокера, и он никоим образом не связан с Расширенной вселенной DC, став тем самым частью нового лейбла DC Comics и Warner Bros. Хоакин Феникс всего на 2,5 года моложе Джареда Лето, прошлого исполнителя роли Джокера в фильме «Отряд самоубийц».
  • New York Times: по словам Тодда Филлипса, режиссёра фильма «Джокер», Хоакин Феникс временами терял самообладание на съёмочной площадке, тем самым иногда вводя в недоумение своих коллег. «В середине сцены он просто мог взять и уйти, — сказал Филлипс, — и другие бедные актёры думают, что это они повинны в срывах и вольности Феникса. Но это было не так — это всё сам Феникс, порой он просто не чувствовал сцены и не знал, как придать ей правдоподобную подпитку, — продолжил он». По словам Филлипса, хоть Феникс мог покинуть съёмочную площадку, всё же он всегда возвращался после того, как сделал передышку. Филлипс вспомнил, как Феникс обнадёжил его после чрезвычайно напряженного момента: «Мы прогуляемся, вернёмся и продолжим работать». Один из людей, взаимодействуя с которыми Феникс никогда не покидал съёмочную площадку, тем самым затормаживая процесс, был маститый Роберт Де Ниро. Де Ниро сказал в интервью The Times, что работая с Фениксом, когда они были на съёмочной площадке, тот был истинным профессионалом. «Хоакин был очень старателен в том, что он делал, как и должно быть», — сказал Де Ниро.
  • Фрэнсис МакДорманд отказалась от роли Пенни, матери Артура.
  • Де Ниро сказал, что его роль в «Джокере» отдаёт дань уважения его персонажу из «Короля комедии» (1982) Руперту Папкину.
  • Тодд Филлипс и сценарист Скотт Сильвер пришли к выводу, что наиболее распространённая история происхождения Джокера, в которой персонаж становится изуродован физически и морально после падения в чан с химикатами была слишком нереалистичной. Вместо этого они использовали определённые элементы, так сказать базис Джокера для создания оригинальной истории, которую Филлипс хотел видеть как можно более подлинной. Поскольку у Джокера нет определённой истории происхождения в комиксах, Филлипсу и Сильверу была предоставлена весьма значительная творческая свобода, практически полная, и они каждый день подавали другу другу разные идеи, чтобы придумать что-то совершенно безумное. Они написали сценарий видя в заглавной роли Феникса: «Наша цель никогда не состояла в том, чтобы поместить Хоакина Феникса во вселенную кинокомиксов. Цель состояла в том, чтобы ввести кинокомиксы во вселенную Хоакина Феникса».
  • Хоакин Феникс — седьмой актёр, отыгрывающий Джокера на большом кинотеатральном экране. Он следует за Сезаром Ромеро («Бэтмен» (1966)), Джеком Николсоном («Бэтмен» (1989)), Марком Хэмиллом («Бэтмэн: Маска фантазма» (1993)), Хитом Леджером («Тёмный рыцарь» (2008)), Джаредом Лето («Отряд самоубийц» (2016)) и Заком Галифианакисом («Лего Фильм: Бэтмен» (2017)).
  • Персонаж Шарон Уортингтон назван Деброй Кейн как дань уважения создателю Бэтмена Бобу Кейну.
  • Хоакин Феникс рассказывая о том, как его концепция Джокера изменилась во время производства и что заинтересовало его в персонаже: «На протяжении всего времени съёмок от начала и до конца казалось, что каждый день мы открываем новые стороны его личности», — сказал Феникс. «Это была его борьба. Это та самая часть характера, которая меня интересовала. Он олицетворял для меня много разных вещей. Тем, кем он был в первые несколько недель съёмок, разительно отличается от того, каким он предстал в конце. Джокер — личность. Он постоянно развивался. У меня никогда не было такого опыта в производстве фильма. Чем более непредсказуемым и более свободным мы его делали, тем более очаровывающим он был», — подытоживает Феникс.
  • После неутешительных отзывов критиков и крайне средних финансовых результатов раздутой бюджетом «Лиги справедливости» (2017), в январе 2018 года Уолтер Хамада заменил Джона Берга в качестве руководителя производства фильмов Warner Bros. и DC. Хамада перебирал и отбирал различные фильмы из заготовленной на расширение кинобиблиотеки DC, отменив некоторые из них, но начав работу над другими; съёмки фильма о Джокере должны были начаться в конце 2018 года с заранее заготовленным на небольшой расход бюджетом. К июню к производству фильма подключился Роберт Де Ниро, что должен был сыграть второстепенную роль в фильме. Сделка с Фениксом была завершена в июле 2018 года, после четырёх месяцев убеждения со стороны Филлипса, режиссёра и по большей части идейного родителя фильма. Сразу после этого Warner Bros. официально анонсировали фильм наименовав его «Джокер» и назначив дату выхода на 4 октября 2019 года. Warner Bros. описали фильм как «исследование человека, которого не замечает общество и принимает его за ничтожество». Этот нарратив является не только серьёзным каркасом характера фильма и персонажа, но и даёт более широкой спектр для раскрутки непосредственно истории.
  • Зази Битц, отвечая на вопросы Variety сказала, что не отрицает, что «Джокер» имеет точку зрения, которая может позволить зрителю испытывать к главному герою самые искренние сопереживания или симпатии, но она утверждала, что всё это исходит из того, в какое затруднительное положение попал сам Артур, поистине испытывающий личностную трагедию в довольно широком масштабе. Именно сложившаяся жизненная ситуация позволяет взглянуть на общую картину с другой стороны. «Это своего рода эмпатия к некой изоляции, — сказала Битц, и эмпатия к тому, что является нашим долгом как представителей общества — с человечески понимающей точки зрения обращать внимание на людей, сломанных теми или иными событиями».
  • Хоакин Феникс был уклончив в ответах во время интервью на Венецианском кинофестивале, когда его спросили о том, что он думает о личности Артура. Феникс заявил прессе, что любые вопросы, которые у них могут возникнуть по поводу «Джокера», будут оставлены на усмотрение аудитории, то бишь зрителей. «На радость зрителям предоставлено то, что они сами решают (в частности, что думать о личности Артура)», — сказал Феникс. «Это то, что меня привлекло. В большинстве фильмов, особенно в жанровых, где есть герой и злодей, мотивы персонажа предельно ясны аудитории. Что мне нравится в этом фильме («Джокере»), так это то, что я никогда не был уверен до конца, что мотивировало и побуждало к действиям моего персонажа. Я руководствуюсь исключительно своим мнением. Кроме того я не хотел бы навязывать кому-либо свою точку рения, особенно тем, кто не видел фильм», — подытожил Феникс.
  • В сентябре 2019 года режиссёр и соавтор фильма «Джокер» Тодд Филлипс сказал, что хочет, чтобы поклонники фильмов по мотивам комиксов знали, что нет никаких шансов на то, что злодей в исполнении Хоакина Феникса и Бэтмен Роберта Паттинсона когда-либо пересекутся на большом экране. Он также добавил, что это не значит, что Бэт-Паттинсон никогда не будет противостоять такому иконическому персонажу как Джокер, просто это будет уже не его версия, не его мир.
  • Хоакин Феникс встречается с актрисой Руни Марой в реальной жизни. Руни Мара была среди актрис, которые, как считается, должны были сыграть подружку Джокера Харли Квинн в «Отряде самоубийц» (2016).
  • Согласно веб-сайту MSN.com, этот фильм был создан, потому что продюсеры предоставили Warner Bros. производственный бюджет всего в 35 миллионов долларов. Фактическая конечная стоимость фильма (то есть до рекламы, распространения и продвижения) осталась в пределах этой цифры. Отчасти это связано с тем, что Тодд Филлипс не является всемирно-известным режиссёром, и фильм не представляет из себя перегруженное спецэффектами зрелище; ко всему прочему Хоакин Феникс считается не дорогим актёром-суперзвездой, а более приземлённым творцом, предпочитающим сниматься в авторском кино.
  • Отвечая на вопрос о насилии в данном фильме, Тодд Филлипс сказал: «Насилие в фильме не было первопричиной, и шло больше фоном по-нарастающей. Многие люди предполагают, что это будет действительно жёсткий фильм». Тем самым режиссёр хотел подчеркнуть субъективную оценку в показываемом на экране насилии применительно к «Джокеру». Продолжив свою речь Филлипс сказал: «Вы можете посмотреть что-то вроде «Джона Уика 3», и там будет твориться гораздо больше насилия. Мы же постарались нарисовать фильм как можно более реалистичной кистью, настолько, насколько это возможно, чтобы это ощущалось как удар в живот. Всё идёт на благо балансирования повествовательного тона. А когда меня спрашивают о тоне, я думаю, что фильмы часто являются зеркалами общества, но никогда не превращаются в формы». Когда Филлипс продолжил, он сказал: «Это не политический фильм, и для некоторых, я думаю, его восприятие зависит от объектива, через который они смотрят».
  • Это второй фильм-комикс в карьере Зази Битц после «Дэдпул 2» (2018). В «Дэдпул 2» актриса сыграла Домино, одного из самых знаменитых и представительных Людей-X.
  • Роберт Де Ниро ранее появился в фильме «Схватка» (1995) вместе с актёром, который когда-то играл Бэтмена в одном из самых лучших фильмов про него, Вэлом Килмером. Ограбление банка в фильме «Схватка» (1995) также послужило вдохновением для вступительного эпизода криминального триллера «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана (2008). Уильям Фихтнер появился в обоих фильмах. Де Ниро в своё время отказался от роли в фильме «Отступники» (2006), которая досталась Джеку Николсону, который в свою очередь сыграл Джокера в «Бэтмен» (1989) Тима Бёртона.
  • Эта версия Джокера существует отдельно от фильмов DCEU (Расширенная вселенная DC — DC Extended Universe), таких как «Чудо-женщина», «Аквамен» и «Лига справедливости», о чём Филлипс ясно дал понять в своих интервью.
  • Хоакин Феникс назвал совершенствование смеха Джокера самой сложной частью в работе над его персонажем.
  • Ранним упоминанием как вдохновения, Филлипсом и соавтором сценария Скоттом Сильвером был немой фильм 1928 года «Человек, который смеётся». Они чувствовали, что у них много творческой свободы, вдобавок у Джокера никогда не было обширной истории о происхождении в комиксах.
  • Для воссоздания смеха Джокера режиссёр фильма Тодд Филлипс решил создать деление на три типа: «смех скорби, смех одного парня и настоящий радостный смех». Режиссёр описал этот рецепт Фениксу как что-то болезненное, то, что пытается выйти наружу. В действительности это был довольно необычный и интересный взгляд на создание смеха Джокера.
  • Фильм «Джокер» стал первым фильмом крупной студии получившим премию Золотой лев (высшая награда Венецианского кинофестиваля), а также первым фильмом-комиксом, показанным на крупном кинофестивале.
  • Это первый фильм Фрэнсис Конрой из фильмов во вселенной Бэтмена со времён фильма «Женщина-кошка» (2004). Она также была актрисой на озвучке в мультипликационных фильмах «Сверхновый Супермен» (2011) и «Супермен: Непобеждённый» (2013).
  • Соавтор сценария и режиссёр фильма Тодд Филлипс не считает «Джокера» таким уж большим отходом от жанра комедии, которыми он заработал себе славу. «По тональности это отличается от многих моих работ, но в конечном итоге всё же это рассказывание историй. На меня повлияли фильмы на которых я вырос, а также изучение персонажей 70-х годов, поэтому я подумал, почему нельзя сделать такой жанровый фильм в мире комиксов — тщательное исследование такого персонажа как Джокер. Я думал, что с великим актёром мы могли бы сделать действительно что-то воистину особенное».
  • Режиссёр Тодд Филлипс должен был убедить киностудию сохранить рейтинг R для фильма, это произошло в тот самый момент, когда они стали беспокоиться о некоторых сценах, которые якобы выглядят слишком жестокими. Филлипс отстоял свою позицию.
  • Премьера фильма «Джокер» на Венецианском кинофестивале вызвала восьмиминутные овации.
  • Зази Битц является большой поклонницей Феникса. Она сказала, что работать с ним было честью, и что она многому научилась взаимодействуя с ним на съёмочной площадке.
  • Зази Битц и Брайан Тайри Генри также снимались в комедийном драматическом шоу FX «Атланта».
  • Лично Тодд Филлипс сравнивает свой фильм с нолановским «Тёмным рыцарем» (2008).
  • Тодд Филлипс о написании сценария: «Это был годичный процесс с момента, когда мы закончили сценарий. Требовалось дать написанному реализацию. Было множество препятствий, и нам просто нужно было перемещаться от одного к другому».
  • В недавнем интервью журналу SFX Феникс признал, что хотя насилие в «Джокере» является немного более интуитивным и грубым, чем фильмы, такие как серия «Мстители», он не заморачивался по этому поводу. «Мы всегда хотели, чтобы всё ощущалось реальным», — сказал он. «То, что происходит во многих фильмах, так это безразличность к происходящему. Погибает условных 40 000 тысяч человек, но этого совершенно не чувствуется. Будучи вымышленной историей в вымышленном мире всегда хочется, чтобы всё выглядело реальным. Всё, что происходит в этом фильме в отношении насилия отчётливо ощущается», — завершил Феникс.
  • Актёр, который сыграл одного из прихвостней Джокера в «Тёмном рыцаре» (Мартин Баллантайн) выразил желание «повторить» свою роль в этом фильме.
  • Во время пресс-конференции на Венецианском международном кинофестивале Феникса спросили, готовился ли он к роли поглядывая в сторону ранее продемонстрированных киношных Джокеров. Хотя очевидно, что его версия не походит ни на одну из ранее показанных. Феникс сказал, что его Джокер уникальный, в этом и была привлекательность в создании отдельного фильма посвящённого исключительно ему. «Мы собирались подойти к нему по-своему, поэтому я не обращал внимания на прошлые версии Джокеров», — сказал Феникс.
  • Во время съёмок фильма было время, когда Феникс понимал, что идентифицирует определённые части личности Джокера, но с осознанием он отступал от этого, потому что хотел, чтобы личность персонажа обладала некой загадкой.
  • Директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера назвал «Джокера» одним из первых претендентов на Оскар после его премьеры на 76-м ежегодном мероприятии в субботу. В интервью Deadline Барбера рассказал о весьма позитивном восприятии «Джокера» и ещё больше говорил о наградах, также поддерживая похвалу критиков, в том числе в адрес достойного Оскара выступления Хоакина Феникса в роли клоуна-принца преступного мира. «Они очень хорошие», — сказал Барбера о перспективах «Джокера» у Академии. «Фильм заслуживает того, чтобы его поняли», — продолжил он. ««Джокер» выходит за рамки жанра. Игра Хоакина Феникса выдающаяся, а Тодд Филлипс проделал невероятную работу», — завершает Барбера.
  • К сентябрю 2017 года Warner Bros. собирались привлечь к роли Джокера Леонардо ДиКаприо, а также надеялись пригласить поучаствовать в съёмочном процессе его частого соработника Мартина Скорсезе. Однако к февралю 2018 года Феникс стал лучшим выбором для Филлипса. Падрейг Коттер из Screen Rant отметил, что, поскольку фильм был отдельной историей, Фениксу не пришлось бы появляться в возможных продолжениях-ответвлениях, как это было бы в ранее предложенной ему сделке Marvel, которую Феникс отверг. Феникс сказал, что когда он принял предложение сыграть в фильме и впоследствии понял его суть, он был взволнован, потому что это был тот самый фильм, в котором он хотел бы принять участие, описав его как уникальный и заявив, что он не похож на типичный «студийный продукт». Однако Фениксу потребовалось некоторое время, чтобы взять на себя знаковую роль, так как это пугало его, и он сказал: «Часто в этих фильмах у нас есть эти упрощённые архетипы. И это отдаляет зрителей от персонажа, как мы это делаем в реальной жизни, когда легко назвать кого-то злым, и потом добавить «Ну, я не такой»».
  • Основная съёмка фильма началась 10 сентября 2018 года в Нью-Йорке под рабочим названием «Ромео».
  • Филлипс подтвердил, что он занимался редактированием готового материала «Джокера» в марте 2019 года. В следующем месяце на CinemaCon он заявил, что фильм «всё ещё обретает форму», и сказал, что его трудно обсуждать, так как он надеется сохранить секретность проекта. Филлипс также заявил, что большинство слухов окружающих фильм были неверными. Также режиссёр отметил, что его история происхождения Джокера как персонажа не имеет окончательного происхождения. Брайан Тайри Генри также подтвердил своё участие в фильме.
  • Визуальные эффекты были предоставлены на разработку Scanline VFX и Shade VFX и контролировались Мэтью Джампом и Брайаном Годвином, а Эрвин Ривера выступал в качестве главного руководителя.
  • Хоакин Феникс объяснил, что он хотел, чтобы психиатры из реального мира не могли опознать характер его персонажа, после того как он отметил, что не обращался к прошлым изображениям Джокера, в том числе к образу Леджера, удостоенного награды Академии.
  • Это первое сотрудничество Билла Кэмпа и Дугласа Ходжа со времён фильма «Красный воробей» (2018), в котором также снялся Джереми Айронс, сыгравший Альфреда в DCEU (Расширенная вселенная DC — DC Extended Universe).
  • В момент производство фильма было перенесено в Нью-Джерси. Съёмки в Джерси-Сити начались 30 сентября и перекрыли Newark Avenue, а съёмки в ноябре (начиная с 9 ноября) закрыли бульвар Kennedy. Съёмки в Newark начались 13 октября и продолжались до 16 октября. Незадолго до начала съёмок в Newark SAG-AFTRA (Гильдия киноактеров США) получила жалобу на то, что во время съёмок в Бруклине статисты были заперты в вагонах метро более чем на три часа, что является производственным нарушением. Однако проблема была быстро ликвидирована после того, как представитель посетил съёмочную площадку. В том же месяце Данте Перейра-Олсон и Дуглас Ходж присоединились к актёрскому составу фильма. Актёр Ши Уигхэм сказал, что ближе к концу октября фильм был примерно на середине производственного процесса, добавив, что это был «интенсивный» и «невероятный» опыт. К середине ноября съёмки «Джокера» возвратились в Нью-Йорк. Съёмки завершились 3 декабря 2018 года, и Филлипс разместил фотографию в своей ленте в Instagram позже в этом месяце, чтобы ознаменовать это событие.
  • В августе 2018 года Хильдур Гуднадоттир, композитор мега-успешного мини-сериала «Чернобыль», была нанята для написания саундтрека к фильму. Гуднадоттир начала писать музыку после прочтения сценария и встретилась с Филлипсом, у которого «было много сильных идей» о том, как по его мнению должен звучать саундтрек. Получилось так, что Гуднадоттир работала над саундтреком «Джокера» параллельно работая над саундтреком для «Чернобыля»; Гуднадоттир сказала, что переключение между этими проектами было сложным делом, потому что они в корне разные и требуют тщательного личного подхода.
  • Хотя это первый фильм кинокомикс в карьере Роберта Де Ниро, по слухам он рассматривался на роль Риддлера в фильме «Бэтмен Навсегда» (1995).
  • В одном из интервью Хоакин Феникс обсудил Бэтмена и их возможную встречу в одном фильме, а также реакцию последнего на его Джокера: “Я не думал об этом. Сейчас я чувствую себя под давлением. Я хочу дать вам подходящий ответ, что-то забавное. У вас много энергии, вы, кажется, взволнованы. Я хочу ответить тем же. Но я не знаю, какова будет его реакция. Я полагаю, что он (Бэтмен) почувствовал бы сильное волнение”.
  • Второй проект DC после мультфильма «Бэтмен: убийственная шутка» (2016) с участием Джокера получивший рейтинг R.
  • Хоакин Феникс покинул интервью, когда его попросили ответить на вопрос по поводу насилия на экране в его новом фильме «Джокер», который рассказывает историю происхождения злодея из комиксов DC. Для статьи кинокритик из газеты Telegraph Робби Коллин сел с актёром и спросил, не волнуется ли он, что новый фильм «может вдохновить именно тех людей, о которых в потенциале в фильме идёт речь, да вдохновить так, что окончится всё с трагическими результатами». Таким образом Коллин спроецировал действительность фильма в реальный мир. Феникс воздержался от ответа. “Почему? Почему вы …? Нет, нет, — запнулся он (Феникс), прежде чем резко встать и покинуть комнату. Час спустя, после переговоров с одним из агентов Warner Bros. Феникс вернулся, чтобы закончить интервью, объяснив, что он запаниковал, потому что ещё не вник в вопрос как надо. В остальной части интервью Феникс не даёт ответа.
  • Хоакин Феникс раскрыл подробности о неожиданном актёрском вызове, с которым он столкнулся во время съёмок и репетиций: «Действительно преображающий момент был после метро, когда он (Джокер) в ванной», — уточнил Феникс, — это было то, чего мы действительно не ожидали. Мы говорили об этой сцене на протяжении всей репетиции. Я действительно изо всех сил пытался найти что-то, что можно сильно прочувствовать, а после проиллюстрировать переход от Артура к Джокеру».
  • Трейлер тизера к фильму использует кавер-версию на песню “Smile”, оригинальной композиции Чарльза Чаплина из его фильма «Новые времена». В тизере Артура Флека/Джокера даже вышвыривают из кинотеатра, который рекламирует показ этого самого фильма.
  • сентября 2018 года в Бруклине снималась сцена, изображающая массовый протест с побоями, хотя место было модифицировано так, чтобы выглядеть как Бедфорд Парк Бульвар/Bedford Park Blvd. В конце сентября 2018 года в Первом центральном сберегательном банке в Астории, Квинс, состоялись съёмки сцен грабежа. По словам Зази Битц, режиссёр Тодд Филлипс переписывал весь сценарий фильма уже будучи в процессе производства; потому что Феникс потерял так много веса для фильма, что в дальнейшем не будет возможности для многих досъёмок или поздних дублей. Она вспоминала: «Мы зашли в трейлер Тодда и дописали сцену за ночь. Пока нам делали причёски или макияж мы запоминали написанные свежие строки, а затем воплощали их в действие. Если требовалось сразу же переснимали».
  • Как сказал Хоакин Феникс сильная потеря веса повлияла на его рассудок во время съёмок. «Вы начинаете сходить с ума, когда теряете столько веса за это время», — сказал он. Таким образом, контекст фильма имеет определённое значение в данном случае. Актёр сбросил 24 килограмма.
  • Это второй фильм-кинокомикс для Билла Кэмпа в 2019 году, поскольку до этого он был задействован в «Адской кухне»/«Кухне» («The Kitchen» (2019)).
  • Джокера в этом фильме зовут Артур Флек — кратко А. Флек. Это может быть данью уважения Бену Аффлеку, который ранее играл Бэтмена.
  • Марк Марон, у которого давняя неприязнь к фильмам по комиксам сказал, что согласился принять участие в фильме, потому что получить шанс поработать с Робертом Де Ниро и Хоакином Фениксом было слишком большой возможностью, чтобы упустить её.
  • На первоначальных кадрах можно увидеть настенную разметку Amusement Mile, старого парка развлечений Готэм-сити в комиксах. А также граффити с отсылкой на Безумного Шляпника.
  • Хоакин Феникс снялся в фильме «Родители» (1989) тридцать лет назад вместе с Дайан Уист, которая снялась в фильме «Пропащие ребята» (1987), режиссёром которого был Джоэл Шумахер, который также снял фильмы «Бэтмен навсегда» (1995) и «Бэтмен и Робин» (1997).
  • Хотя «Джокер» – это первый совместный проект Хоакина Феникса и Тодда Филлипса, выступившего режиссером, продюсером и соавтором сценария, он и его соавтор Скотт Сильвер писали роль Артура Флека именно для этого актера.
  • События фильма происходят в вымышленном городе Готэм. Но его главную площадь сыграло место под названием «Таймс-Сквер Ньюарка». Его архитектура и атмосфера действительно напоминают Таймс-Сквер в Нью-Йорке 40 лет назад.
  • Хотя события в фильме разворачиваются в 1981 году, режиссер Тодд Филлипс предпочел использовать машины 1970-х годов – он решил, что они лучше отражают мрачную атмосферу картины.
  • Двадцать перекрестков в Ньюарке и Нью-Джерси перекрывались во время съемок «Джокера», 29 полицейских патрулировали территорию, чтобы пешеходы и машины выбирали маршруты объезда.
  • Для съемок «Джокера» было задействовано 4000 статистов. Больше всего – 455 человек – были приглашены в день съемок в Джерси-Сити, чтобы сыграть толпу напротив Уэйн-холла.
  • Интерьеры Уэйн-холла снимались в легендарном Kings Theater в Бруклине. Этот кинодворец на 3676 мест был открыт в 1929 году и закрылся в 1977 г. Отреставрированный за 93 миллиона долларов, он снова распахнул свои двери зрителям в 2015 году уже в качестве площадки для исполнительского искусства.
  • Для подготовки к роли Артура Флека Хоакин Феникс сбросил 24 кг, для этого он ел чуть больше одного яблока в день.
  • В фильме «Джокер» главный герой Артур ведет дневник, куда он записывает свои мысли и где рисует на полях. Хоакин Феникс сам заполнял его, после чего записи были отсканированы и дополнены рисунками профессиональных художников.
  • В фильме «Джокер» появление Артура в качестве Клоуна и некоторые его движения отсылают к Маленькому Бродяге Чарли Чаплина. Дважды оскароносный художник по костюмам Марк Бриджес увенчал этот образ крошечным котелком – намек на классический образ Чаплина.
  • Для съёмок шоу «В прямом эфире с Мюррэем Франклином» были приглашены 287 статистов, который играли зрителей, а режиссер «Saturday Night Live» Дон Ли присматривал за процессом, чтобы убедиться в достоверности происходящего.
  • Сцены в метро запечатлены на пригородных линиях Нью-Йорка в Бруклине и Бронксе. Группа снимала на пяти станциях, некоторые были закрыты, при этом другие работали в обычном режиме, и там съемки велись в момент прибытия поездов и входа-выхода пассажиров подземки из вагонов.
  • Для съемок «Джокера» использовались настоящие вагоны метро 1970-80-х годов, их «одолжил» транспортный музей Нью-Йорка, а управляли составами настоящие работники метро.
  • Для «Джокера» художник-постановщик Марк Фридберг создал карту готэмского метро – ее можно видеть на разных станциях подземки.
  • В фильме достаточно достопримечательностей Готэма, искусно вплетенных в его мрачные пейзажи, чтобы завоевать расположение зрителей и позволить поистине гипнотическому исполнению актера Хоакина Феникса увлечь их прогулкой с Артуром Флеком по их – города и персонажа – темной стороне. «Одной из тем, которые мы хотели поднять в фильме, было сопереживание, вернее, его отсутствие: сочувствия в мире Артура явно не хватает, – продолжает Филлипс. – Например, вы видите, как по-разному на него реагируют дети и взрослые, ведь дети смотрят на мир прямо, а не через кривое зеркало предрассудков. Они не видят противостояния богатых и бедных, не клеймят изгоем, как это делают взрослые. Они лишь понимают, что Артур пытается их рассмешить. Это не врожденное, нам приходится учиться отвергать других, и, к сожалению, обычно нам это удается».
  • Артур, каким его написали Филлипс и Сильвер, застрял в порочном круге неверно прочитанных подсказок судьбы. Даже его неконтролируемый неуместный смех, который лишь набирает силу, когда тот пытается его сдержать, не вызывает сочувствия у тех, с кем он сталкивается в повседневной жизни, лишь приводит к насмешкам и отдаляет от жителей Готэма. «Сейчас его состояние называют синдромом, но в те годы такого диагноза еще не существовало, а вот заболевание уже было», – объясняет режиссер. Феникс признается, что даже во время съемок «были моменты, когда я осознавал, что нащупал ниточку к персонажу, вроде бы даже понял мотивацию, но в следующее мгновение меня отталкивало то, какие решения он принимал»: «Играть такого антигероя – вызов для меня как актера, и я уверен, что непросто будет и зрителям с их устоявшимися представлениями о Джокере, потому что в его вымышленном мире, как и в нашем реальном, простых ответов не существует». «Мы часто говорим о верхушке айсберга, но редко упоминаем ту часть, которая под водой, – что именно привело к такому финалу, – утверждает Филлипс. – Артур – парень на улице, мимо которого пройдешь… или через которого переступишь. В этом фильме мы надеемся добраться до той верхушки айсберга, что под водой». Именно эти темы, а также страсть режиссера к определенной атмосфере, задали тональность не просто фильму о Джокере, а такому фильму о Джокере. «Меня вдохновили исследования персонажа, которые я смотрел, когда был помоложе. Визуальный ряд, атмосфера, палитра тех фильмов сделали нужной и нашу историю». Для Филлипса это значило вернуться в 1970-1980-е годы, эпоху «Серпико», «Таксиста» и «Телесети». Он говорит: «Мы включили несколько элементов из графических романов и выбрали местом действия Готэм где-то 1981 года, потому что это перенесло бы нас в те времена и отдалило бы от мира комиксов, который мы знаем по сегодняшним фильмам».
  • История Артура одновременно очень богата и скудна на детали, поочередно сфокусирована и искажена. Она собиралась, как вспоминает Филлипс, «в течение года в маленьком офисе в Нью-Йорке». Вместе с Сильвером они начали определять путь, как обычный человек мог стать настолько злодейским и зловещим персонажем. «В той версии истории, которую рассказываем мы, падение в чан с кислотой не сработало бы, пусть это и интересно, поэтому мы попытались смотреть на все через «очки» реального, – говорит режиссер. – Чтобы это обрело смысл в мире нашего фильма, мы начали рассуждать: «Итак, почему он накладывает такой грим, когда превращается в Джокера? Откуда он у него вообще и почему? Может, он действительно клоун?» Затем мы, конечно же, должны были спросить себя, почему он работает клоуном, что сам герой объясняет тем, что его мама всегда говорила ему, что он должен нести смех и радость этому миру. С этого все и началось».
  • Помимо визуальных ожиданий, которые следуют за персонажем, существует еще и определенная черта, которая не менялась на протяжении почти 80 лет существования графических романов и их экранизаций, ее Филлипс и Сильвер привнесли в свой фильм: классический образ ненадёжного рассказчика, которому никогда нельзя верить. «Такой герой дает вам невероятную свободу, особенно, если он Джокер, – говорит режиссер о знаменитом обманщике, чья склонность к смешиванию правды и вымысла сквозит в каждом кадре картины. – В «Batman: The Killing Joke» он даже замечает: «Если я соберусь обзавестись прошлым, оно будет в нескольких вариантах». Поэтому, то, что случилось на самом деле и каким вы его воспринимаете, зависит лишь от очков, сквозь которые вы посмотрите кино. Не думайте, что вы уйдете, получив ответы на все вопросы, но, полагаю, что в случае с таким персонажем, это лишь еще больше интригует». Чтобы сделать с «Джокером» все, что он хочет, Филлипс и его коллега продюсер Брэдли Купер предпочли снимать в основном на натурных объектах в том самом городе, который послужил источником вдохновения для Готэма, – родном для режиссера Нью-Йорке и расположенном неподалеку Нью-Джерси.
  • В начале фильма Артур сидит в кабинете социального работника, которая спрашивает, становится ли ему легче, если есть с кем поговорить. Независимо от того, каким будет ответ, по выражению лица Артура уже понятно, что она этим кем-то не является. Но точно так же не понятно, кто этот кто-то и есть ли он/она вообще. «Артур всегда разрывается между тем, что он хочет сказать, и тем, как он хочет это сказать, – говорит Феникс. – Его инстинкты не вписываются в принятые стандарты беседы или взаимодействия… да чего угодно, вообще-то».
  • По словам Филлипса, ответ на вопрос, почему он такой, какой есть, не всегда будет загадкой для Артура, но, когда мы встречаем его впервые, то, как говорит режиссер, «Артур – тот самый парень, который смотрит на всех глазами «Я буду таким, каким вы захотите. Я буду нормальным, я сяду в автобус, буду сидеть тихо и не буду ни к кому приставать» и так далее. Но, как с собакой, которую бьет хозяин, очередной пинок может оказаться последним. Глубоко внутри него всегда жил тот, кто старался оставаться верным себе, и по мере развития событий мы видим, как он постепенно берет верх».
  • Правда в том, что Артур – сложный. Он пытается стать стэнд-ап комиком, это для него работа мечты, к ней он готовился, отсматривая номера других артистов, надеясь уловить их интонации и использовать самому. Надеясь, что он, как и они, захватит внимание аудитории колкими замечаниями и обретет даже большую форму признания, получив заслуженные аплодисменты. «К сожалению, то, как он видит мир, и, честно говоря, то, что он считает смешным, не срабатывает, – признает Феникс. – Он не понимает их юмора, как и не в состоянии его подделать».
  • Следуя самовнушению-предсказанию данного матерью прозвища «Радость» и задолго до того, как он набрался мужества, чтобы попробовать себя в стэнд-апе, он устраивается клоуном по найму в агентство «ХаХа». По работе он бывает в разных частях города, но куда бы ни шел, дорога домой неизбежно ведет через длинный пролет улицы-лестницы. Ступени как реальные, так и метафорические – постоянный фактор в жизни Артура, по одним он поднимается, чтобы осилить те, которые дадут возможность нанести его «радостный» грим. И те, и те – лишь символы того, как много шагов ему понадобилось, чтобы перевоплотиться в истинного себя в течение фильма.
  • В начале картины мы видим, как тяжело ему взбираться наверх, что воплощает еще одну идею, которую Филлипс реализовал с помощью Феникса, – что Артур идет в «тяжелых ботинках», неся на плечах груз целого мира. Когда позднее он спускается по ним, мы видим не только совершенного другого Артура, но и совершенно другую ношу. Кстати, для подготовки к роли актер сбросил 24 кг, для этого он ел чуть больше одного яблока в день. Филлипс признается, что это была его идея: «Я хотел, чтобы персонаж казался вечно голодным и нездоровым, как истощенный волк».
  • Феникс и Филлипс тесно работали во время съемок, чтобы точнее определить и лучше раскрыть тонкости двойственной природы Артура. Детально представив развитие событий из уст ненадежного рассказчика, такого как Джокер, и декорируя сцену, на которой он порвет кокон куколки странного и отчаявшегося человека, они оставляют правду об истории жизни Артура Флека открытой для интерпретаций.
  • Артур живет со своей хрупкой матерью Пенни Флек (ее сыграла Фрэнсис Конрой) и всего себя посвящает заботе о ней. Пенни живет в крошечной квартире, но на самом деле – в собственном мире, несмотря на компанию сына. Внимание она уделяет лишь телевизору с бедами Готэма, про которые там говорят, и написанию писем Томасу Уэйну. Она работала у него 30 лет назад и уверена, что состоятельный бизнесмен, баллотирующийся в мэры, обязательно помог бы ей, если бы только знал о ее нынешнем положении.
  • Воспитанный только своей страдающей нарциссизмом матерью Артур одновременно отчаянно старается, чтобы его заметили, и прекрасно понимает, что для большинства он – невидимка, даже для собственной мамы, которая до сих пор называет его Радостью, каковой он, наверное, никогда и не был. Он мечтает хоть с кем-то поладить, жаждет получить признание, которое приведет к известности. Они с Пенни по вечерам смотрят шоу «В прямом эфире с Мюррэем Франклином», и он представляет, как однажды выйдет под свет его софитов. Приветствие от такого человека – это все, что нужно комику, чтобы добиться успеха в Готэме. Но матерый профессионал Мюррэй будет смеяться последним… и над кем угодно.
  • Роберт Де Ниро сыграл Франклина, прототипами которого стали сразу несколько настоящих ведущих прошлого от Джо Франклина до Джонни Карсона. Филлипс так рассказывает о своей первой встрече с легендой: «Я пришел к нему задолго до того, как мы начали снимать, и очень четко сказал: «Послушайте, дайте мне десять минут, чтобы обсудить ту массу тем, на которые я хотел бы поговорить, а затем, клянусь, я стану профессионалом». Но у нас ушло целых двадцать минут, и это было здорово».
  • В поисках эмоциональной близости Артур обращает внимание на свою соседку Софи Дюмонд. Он влюбляется в нее, но это скорее щенячья любовь, когда он пытается увидеть ее хотя бы краешком глаза. Зази Битц, которая сыграла мать-одиночку с пятилетней дочуркой, говорит: «Софи с дочерью живут дальше по коридору от Флеков, они с Артуром пересекаются в лифте или в подобных местах, ну вы знаете. Она в одиночку воспитывает ребенка, и, наверное, ей нелегко. Тем не менее она видит, что ему сложно общаться с людьми и в целом некомфортно, поэтому она терпима к нему и старается быть милой, улыбается ему, как вы бы улыбнулись своему соседу».
  • Чтобы подчеркнуть внутреннюю борьбу Артура и его восприятие реальности, Филлипс стремился противопоставить ему как можно более аутентичную эстетику. «Работая над фильмом, можно использовать множество инструментов, с помощью которых создается единое целое, а локации и дизайн площадок – одни из важнейших. Сама атмосфера многое говорит о жизни Артура, поэтому мы хотели использовать ее по максимуму».
  • Режиссер сотрудничал с художником-постановщиком Марком Фридбергом, который, как и Филлипс, вырос в Нью-Йорке и был прекрасно знаком с палитрой, которой хотел добиться режиссер. «Марк просмотрел сотни старых фотографий города, чтобы найти нужную насыщенность граффити, должное количество мусора и выяснить, какие авто нужно задействовать. Его внимание к деталям было просто поразительным», – отмечает режиссер. «Самым болезненным в отношении Готэма, созданного Тоддом и Скоттом, было ощущение того, что я прекрасно понимал этот мир, такой жестокий к людям, которым по жизни тяжелее всего, – говорит Фридберг. – Кризис, равнодушие властей… вот он, Нью-Йорк моей юности. Он был грязным, все городские службы находились в состоянии вялотекущей забастовки, а те, что работали, были полностью коррумпированы. Думаю, именно это поразило меня больше всего, когда я впервые прочитал сценарий. С этого началось наше обсуждение мира «Джокера» – Готэм, который не Нью-Йорк, но по-своему темный, грязный, суровый город, корнями уходящий в наше общее прошлое».
  • Хотя создатели фильма не хотели включать в картину множество элементов из «канона», те, которые туда все же вошли, были чуть-чуть изменены, чтобы соответствовать городу, который они задумывали. «Всё на что-то сгодилось», – улыбается Фридберг. Филлипс чуть более подробен: «Лечебница Аркхем в нашем фильма называется «Государственная психиатрическая лечебница Аркхем», потому что мы чувствовали, что там ее называли бы именно так».
  • Найти натурные объекты, необходимые для съемок фильма, события которого происходят в 1970-1980-е годы было архисложно. Фридберг рассказывает: «Тот мир, который мы пытались изобразить, физически не существует, потому что мы медленно, но верно застраивали его стеклянными небоскребами и торговыми центрами. Чтобы найти другую версию нужного нам города, мы в итоге отправились в Ньюарк и Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, и их окрестности». Так, чтобы «декорировать» центральную площадь Готэма, съемочная группа пригласила местного молодого художника Малколма А. Роллинга нарисовать граффити на зданиях вдоль улиц, где снимали «натуру». Они отражали темы, затронутые в фильме, некоторые растянулись аж на целые кварталы.
  • Район соседнего Бронкса, несколько раз появляющийся в фильме, – это длинная лестница, по который Артур раз за разом карабкается домой, что символично, учитываю тяжелую работу, с который он возвращается. «Тодд захотел поселить его в холмистом Южном Бронксе, где он поднимается по лестницам и переулкам, плутает по извилистым улочкам, которые только запутывают его мир, что очевидно работает на сам сюжет, – говорит Фридберг. – Люди не думают про холмы, когда речь идет о Нью-Йорке, они уверены, что он плоский, что позволило нам использовать неожиданную топографию и особый визуальный стиль». И этот самый визуальный стиль был определен вместе с оператором-постановщиком Лоуренсом Шером.
  • Многие масштабные сцены происходят на улице. Шер рассуждает: «Тодд, Марк и я выросли на Манхэттене или неподалеку от него, мы жили там в то время, поэтому мы помним все очень ярко и нам было откуда черпать идеи каждый день. Но что делать в городе, в котором понастроили небоскребов? Мы хотели, чтобы зрители с первого кадра перенеслись в нашу версию Готэма 1981 года, а не думали: «А, так он в Ньюарке». Марк нашел локации, которые остались почти нетронутыми и погружали в нужную эпоху. Конечно, он добавил горы мусора, заменил таблички и многое другое, чтобы место говорило не только об историческом периоде, но им работало на нужную атмосферу гораздо более мрачного, заваленного мусором Готэм-сити на грани катастрофы».
  • Следуя заявленному правилу «аутентичность во всем», Фридберг и Шер вместе работали над застройкой и освещением одной из ключевых площадок фильма – студии шоу «В прямом эфире с Мюррэем Франклином». «Я киносноб и всю жизнь старался избегать работы на телевидении, но дело кончилось тем, что несколько раз я создавал телевизионные съемочные площадки, присутствовавшие в фильмах, над которыми работал, – смеется Фридберг. – Одна из наиболее значимых локаций – шоу Мюррэя Франклина. Мы не копировали Карсона как такового, но действовали по его рецепту: стол, кресло, еще одно кресло и диван, парень, который делает объявление и присаживается, стулья для зрителей, музыкальная группа… все такое, ну и конечно, аппаратная и гримерки». Команда Фридберга запросила в музее аутентичные съемочные камеры того времени. На них установили стилизованные мониторы, поэтому они показывали картинку, будто реально ведется съемка.
  • Для фильма использовались настоящие вагоны метро 1970-80-х годов, их «одолжил» транспортный музей Нью-Йорка, а управляли составами настоящие работники метро. Съемки проходили на линиях в Бруклине и Бронксе, в глубине тоннелей, на железнодорожных эстакадах и платформах, многие из которых были открыты для публики, поэтому актеры играли во время того, как обычные пассажиры подземки входили в вагоны и выходили из них.
  • Чтобы создать образ Артура и – постепенно – Джокера, Филлипс обратился к художнику по костюмам Марку Бриджесу. К началу съемок Феникс как раз сильно похудел. «Честно, я понятия не имею, как ему это удается, – удивляется Бриджес самодисциплине актера, – но мы начали примерки за полгода до команды «Мотор!», и это стало частью нашей общей работы: не просто сшить костюм, но понять, когда мы прячем фигуру, а когда ее демонстрируем». В начале фильма мы видим Артура за работой, а значит он носит костюм клоуна, который придумал сам. «Зная, что некоторые характерные движения персонажа в фильме напоминают Чарли Чаплина, я немного поработал с его силуэтом, при этом помня, что наряд Артур собирал сам», – признается Бриджес.
  • Что касается собственно одеяния Джокера, художник по костюмам счастливо сообщает, что дизайн был прописан в сценарии как «выцветший красный костюм, который провисел у него в шкафу многие годы». Раскручивая «клубок», Бриджес смог понять, где и как по сюжету появлялись «кирпичики» будущего образа. «Я начал с самого начала и отправился по маршруту героя – «базовый» костюм мы видим на нем в комедийном клубе, и как при разных обстоятельствах к нему прибавлялись другие предметы, – и вот мы получаем финальный результат. На последней примерке, когда Феникс надел его с правильными рубашкой и жилетом… Случилось идеальное попадание в 1970-е годы, с чуть более длинным пиджаком, и вот он обретает странную, идущую ему уверенность в себе, которой не было у Артура, но которая прекрасно подходит Джокеру».
  • Чтобы подчеркнуть многие темы, которые затрагиваются в фильме, Филлипс обратился к композитору Хильдур Гуднадоттир уже на ранней стадии производства. «Хильдур начала писать музыку на этапе пре-продакшна, – вспоминает режиссер. – Я отправлял ей страницы сценария, а она создавала композиции до того, как мы начали снимать. Получился совершенно уникальный результат». Композитор говорит, что больше всего ее поразил «Артур как персонаж, обладающий многослойной простотой, такой открытый и по-детски непосредственный, которому так тяжело вписаться в общество»: «Но обстоятельства и то, как люди на него реагируют, не позволяют это сделать. В музыкальном смысле это нашло выражение в мелодиях очень простых и монотонных, потому что именно таким он видит окружающий мир. А затем я попробовала расширить «оркестровку» в рамках этой простоты, причем не за счет хора или усложнения музыки, но текстуры, которая, как мне кажется, резонирует с меланхолией персонажа».
  • В ее композициях центральным инструментом является виолончель, которая словно ведет за собой струнные мелодии. Гуднадоттир объясняет: «Часто их исполняет целый симфонический оркестр из 90 музыкантов, но он «прячется» за виолончелью. Мне кажется, это хорошо подошло персонажу, которого видят только с одной стороны, когда под его маской скрывается множество слоев, но ты их не видишь. Я специально делала так, что другие инструменты иногда почти не слышны, и ты думаешь, что есть только виолончель, но на самом деле под ней есть несколько слоев». Феникс соглашается: «Тодд начал проигрывать музыку, и это оказалось очень кстати. Я сказал: «Возможно, движение должно быть таким», а он ответил: «Я бы начал с ног… вот оно, твое движение». Это все, что он сказал, и все, что у нас было. Подготовка состояла в изучении движений и продумывании танца во время репетиций, но оказалось, что именно тот фрагмент музыкального сопровождения стал переломным моментом для персонажа, для нашей с Тоддом совместной работы… для понимания Джокера». (по материалам IVI)