Доктор Сон – обзор фильма

Поделись с друзьями:

Очередная экранизация книги Стивена Кинга, которая является продолжением фильма “Сияние” 1980 года, оставила после просмотра приятные впечатления. И если вы решаете для себя смотреть или нет – однозначный ответ да. Далее поговорим  о том, чем же именно понравился фильм.

Компания Warner Bros. приступила к разработке экранизации вскоре после публикации романа «Доктор Сон» в 2013 году. Что интересно, сценарист и продюсер Акива Голдсман написал сценарий, но студия не выделяла для проекта финансирования до кассового успеха фильма ужасов «Оно», также снятого по роману Кинга.

По сценарию, Дэнни Торренс (Юэн Макгрегор) вырос, но жуткие каникулы в отеле “Оверлук” отразились на его психике. Работая в хосписе, он помогает людям, находящимся в предсмертном состоянии, при этом посещая собрания клуба анонимных алкоголиков. Все меняет встреча с необычной девочкое (Килиг Керран), которая обладает мощными мистическими способностями и на которую охотится банда вампиров-путешественников под названием “Истинный Узел” во главе с Ребеккой Фергюсон (она в роли Роуз прекрасна).

Действие фильма происходит через 40 лет после событий “Сияние”.  Но при этом “Доктор сон” не является прямым по стилю и атмосфере продолжением фильм Стэнли Кубрика 1980 года. Данная картина совершенно другое зрелище. Если “Сияние” был тягучим мистическим триллером, то новый фильм это динамичный экшен с элементами мистического триллера. Действие не заставляет себя долго ждать, события происходят одно за другим. Сюжет развивается довольно стремительно.

Лучшим настроем на просмотр фильма является “я ничего от него не жду”. Именно в таком случае вы получаете от картины большее, потому как завышенные ожидания всегда вредят. А с экранизациями книг Стивена Кинга всегда все не просто.

В фильме нет сложных персонажей, у нас есть два полюса: добро и зло. Зло абсолютное и беспощадное, которые питается даже детьми. А добро… не то, чтобы беззащитное, но без тени сомнения и возможности перехода на темную сторону. Кстати, стоит отдельно отметить визуальную часть – картинка приятная, операторская работа шикарная, некоторые сцены заслуживают восторга.

Фильм откровенно получился. Для меня он на третьем месте после “Оно” и “Мгла” – лучших экранизаций Кинга за последнее время. Прекрасная картинка, хорошая игра актеров, интересный сюжет и даже отсутствие попытки быть похожим на “Сияние” Кубрика. Да, это тоже идет в плюс.

8 из 10


Трейлер фильма “Доктор Сон”:


Интересные факты о фильме “Доктор Сон”:

  • Стивену Кингу впервые пришла в голову идея для написания романа «Доктор Сон» в 1998 году. Он подписывал книги для поклонников, и один из них спросил его, что случилось с Дэнни. Этот же вопрос Кинг и сам частенько задавал себе, а также вопрос о том, что могло случиться с Джеком Торренсом. Затем автор стал думать о том, сколько лет было Дэнни и Венди была бы сейчас. В итоге все эти вопросы нашли ответы в его романе «Доктор Сон».
  • На главную роль в фильме рассматривались Юэн Макгрегор, Дэн Стивенс, Крис Эванс, Мэтт Смит и Джереми Реннер. В итоге роль получил Макгрегор, и Стивен Кинг одобрил этот выбор.
  • Это одно из немногих прямых продолжений, которые Стивен Кинг написал в своей карьере.
  • Режиссер Майк Флэнеган убедил Стивена Кинга, что несмотря на то, что ему самому не очень нравится «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика, зрителям больше знакома именно эта версия, а не одноименный мини-сериал Кинга 1997 года. И поэтому фильм должен был стать продолжением именно картины Кубрика и включать в себя некоторые отсылки к ней.
  • На момент съемок Юэн Макгрегор был приблизительно того же возраста, что и Дэнни Ллойд, когда тот играл Дэнни Торренса в фильме «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика.
  • В романе «Доктор Сон» Стивен Кинг назвал волшебника в честь Мистерио – злодея из комиксов про человека-паука.
  • Джон Кьюсак выражал свой интерес к роли взрослого Дэнни Торренса.
  • Это вторая экранизация романов Стивена Кинга за 2019 год студией Warner Brothers. Первой была картина «Оно 2» (2019). В обоих фильмах шотландский актер играет взрослую версию персонажа, которого до этого играл юный американский актер.
  • В романе, когда Энди покидает кинотеатр, там показывают фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981). В фильме вместо него показывают «Касабланку» (1942).
  • Едва ли какой-либо другой разлад в семье так шокировал общество, как конфликт Торрансов: отца, матери и сына, главных героев третьего романа Стивена Кинга «Сияние». В первый раз он был опубликован в 1977 году, книга разошлась миллионным тиражом. Вдохновляли писателяего собственные демоны, а также зловещая ночь, проведенная им в номере 217 в отеле «Стэнли» в Колорадо. История Джека, Венди и Дэнни Торрансов – одна из самых личных работ Кинга, пугающая не из-за монстров, что живут рядом с нами, но из-за чудовищ, которые обитают внутри каждого из нас.
  • Тридцать шесть лет спустя Кинг выпустил роман «Доктор Сон», продолжение истории Дэна Торранса. И хотя обе книги – это упражнения в хорроре и саспенсе, «Сияние» ведет читателей по темному пути болезненной зависимости, а «Доктор Сон» возвращает их к свету через выздоровление, самопожертвование и искупление.
  • Экранизация «Сияния» Стэнли Кубрика 1980 года считается одним из величайших хорроров всех времен. А еще это один из самых известных случаев пропасти между авторским и режиссерским видением, когда Кубрик весьма творчески подошел к различным элементам повествования, включая судьбу отеля «Оверлук» и характер Джека Торранса. Однако, реалистичность обеих версий – Кинга и Кубрика – относительно того, как много потерял Джек в безумии пристрастия к пагубной привычке, однозначно утвердила гениальность обоих.
  • Режиссер Майк Флэнеган всегда называл себя фанат(ик)ом работ Стивена Кинга, которым стал в пятом классе, когда прочитал свою первую книгу знаменитого автора. Он также вспоминает, как годы спустя пришел в книжный магазин в первый день выхода романа «Доктор Сон»: «Я читал его с точки зрения Кинга и отбрасывал то, что Кубрик изменил в истории семьи Торрансов… потрясающий читательский опыт по перетягиванию воображаемого каната. То, что сделал Кубрик с материалом, стало культовым – прочно войдя в поп-культуру и мое сознание киномана, – а читать сюжет, который настолько яростно игнорирует это и ведет тебя в совершенно другом направлении,было потрясающе». «Доктор Сон» вернулся ко многим темам из романа «Сияние», которые так и не попали в фильм, – продолжает Флэнеган, – акцентируяособое внимание на алкогольной зависимости, в той степени, в которой она показана Кингом, а также на нотках искупления. Мое первое впечатление: «Мне понравилось». Мне понравились главные герои: Дэн, Абра и Роуз-в-Шляпе. Мне понравились противопоставления в «Сиянии» и «Докторе Сне»: зависимость и выздоровление, проникающий лед и пламя. Он взял множество прекрасных элементов из первой книги и позволил им вырасти в нечто абсолютно новое».
  • Флэнеган знал, что есть еще один ключевой шаг к тому, чтобы его проект стал реальностью, – собственно разрешение от самого Стивена Кинга. Маэстро ужасов изначально был настроен скептически. Но после того, как режиссер смог полностью представить ему свою идею, которая объединяла книгу и фильм, по сути давая автору ту развязку, которой тому недоставало в версии Кубрика, писатель с энтузиазмом включился в проект. Стивен Кинг рассказывает: «Я всегда говорил, что разница между фильмом и моей книгой в том, что фильм закончился во льду, а книга – в огне. Но взяв историю взрослого Дэна Торранса и пропустив её через своё, очевидно большое, сердце, Майк позволил фильму Кубрика сделать шаг вперед, так что это воодушевляло. Фильм Майка делает сразу две вещи: это хорошая экранизация «Доктора Сна», а также отличный сиквел к «Сиянию» Кубрика. Майк работал с вселенной, где некоторые события, которые произошли в фильме, в книге не случились… но у него каким-то образом всё сложилось».
  • Монументальная природа первоисточников «Доктора Сна» Флэнегана – фактор их культовости–послужила значительным аргументом и для ключевых актеров. Оба имени стали достаточной мотивацией, чтобы преодолеть изначальное нежелание каждого из них участвовать в съемках фильма ужасов/триллера. Юэн МакГрегор рассуждает: «Про «Сияние» говорят, что это самый страшный фильм в мире. В итоге я посмотрел его уже почти взрослым, и он напугал меня до дрожи в коленях. Я не любитель ужастиков – ненавижу заставлять себя проходить через всё это. Но мне очень понравился роман «Доктор Сон», который я прочитал уже после сценария. Поэтому я сделал еще один шаг и осилил «Сияние», от которого также остался в восторге. И наверное, даже больше, чем первоисточник, меня заинтересовала история самого Дэнни. Это уникально для актера, когда у твоего персонажа настолько богатая предыстория». Ребекка Фергюсон отмечает: «Когда мне предложили эту роль… ну, я никогда не любила, чтобы мне было страшно. Терпеть не могу, когда меня пугают. Ненавижу клоунов. Ненавижу злобных детей в ужастиках. Эти две девочки, которые просто стоят и хором произносят всего одну фразу в этом зловещем месте… простожуть. Но мне всегда было интересно погружаться в жанры, что вызывают мое сомнение. В самом деле, это же чертов Стивен Кинг, и такой потрясающий персонаж, и всё в руках Майка. Съемки получились одними из самых невероятных в моей жизни. Мы продирались сквозь материальные и нематериальные миры, но круче всего, когда они сливались воедино. Это фантастика – быть частью такого». И именно так это видел сам Стивен Кинг: «Я счастлив, получая эмоциональную отдачу. Именно из-за этого я переживаю: я хочу, чтобы переживали вы. Хочу, оказать на вас эмоциональное воздействие. Страх – это лишь одна струна гитары. Но есть и множество других аспектов. Я хочу, чтобы читатели видели людей, на месте которых они могут представить себя. Людей, которые дружат, заботятся, защищают. И во многом, именно это делает страшные вещи еще страшнее».
  • Несомненно, Дэнни Торранс – персонаж, за которого переживали как зрители, так и читатели. В детстве он перенес невероятную травму, которую нанес ему один человек, – его отец Джек. Он спрятал свою боль, взял дурные пристрастия отца к алкоголю и наркотикам, почти разрушил себя, лишь бы забыться и прекратить сиять. Почти разбившись о дно пропасти, куда он скатился, он бежит так далеко, как позволяет имеющаяся наличность. И лишь потом во Фрейзере в штате Нью-Хэмпшир начинается его истинный путь к себе. Флэнеган рассуждает: «Дэн страдает от тех же проблем, что и его отец: запущенный алкоголизм, наркотики и склонность к насилию. Эти черты сделали Джека легкой добычей отеля «Оверлук», Дэн унаследовал их, и теперь они определяют его жизнь». Юэн МакГрегорразмышляет: «Пережив столь ужасающие события, как Дэнни с этим справляется? Как он смиряется с тем, что он сияет и вообще другой? Напиваясь в стельку, как и его отец. Мне было очень интересно сыграть кого-то, кто оказался на самом дне. Затем Дэнни, так же, как и отец, пытается завязать. Джек продержался несколько месяцев до того, как согласился на работу в отеле «Оверлук».
  • Найдя безопасную и тихую гавань в местном сообществе, Дэнни устраивается на работу, для которой он невероятно подходит. МакГрегор продолжает: «Дэнни всегда находил места в больницах или домах престарелых. С его переменчивой, проходящей в алкогольном забытье жизни, это его ни к чему не обязывало. К тому же он неплохо справлялся с обязанностями. Завязав, он начинает работать в хосписе, где понимает, что может помочь умирающим пациентам. Он помогает им принять происходящее: говоря, что сейчас они просто уснут и увидят прекрасный сон, он проводит их через «порог». И это максимум сияния, которое он позволяет себе использовать. Именно так он и получает прозвище «Доктор Сон». Флэнеган говорит: «Сияние Дэна всегда было пыткой для него, являя ему кровавые видения и смерти. Оно сделало его уязвимым, мишенью для страшных вещей. И теперь он может смотреть на умирающих людей, точно зная, как именно их успокоить. Это совершенно иной подход к способностям, который дает ему и его сиянию цель в жизни. По мне, именно в этот момент в романе Дэн Торранс становится героем событий».
  • Такого «теплого», пусть и не безупречного, центрального персонажа Кинг столкнул, как говорит Флэнеган, с «Роуз-в-Шляпе, одной из лучших злодеек Стивена Кинга за многие-многие годы»: «В отличие от Дэна с ней очень сложно себя ассоциировать. За всю её длинную жизнь она сотворила столько ужасных вещей, что тут и ухватиться-то не за что. Она невероятная во всех смыслах».
  • Роуз возглавляет почти бессмертную секту, известную под названием «Истинный узел», члены которой продлевают свои жизни, принося в жертву сияющих детей, – «пар», который выходит из их тел, питает Роуз и её последователей. Незамеченные никем бывшие люди продолжают свое существование; лишь притворяясь людьми, эти хищники выслеживают добычу. Но современный мир с его различиями, сложностями и стремлением к взрослению приглушил детское сияние, и у Истинного узла стало меньше источников для пополнения «припасов». Впервые зацелую вечность они голодны и их будущее под вопросом.
  • Найти актрису для такого сложного и противоречивого персонажа стало непростой задачей. Флэнеган рассказывает: «Роуз-в-Шляпе настолько чудовищна, что большинству злодеев Стивена Кинга до неё очень далеко. Но в ней есть что-то магнетическое, вызывающее доверие. Она может быть очень обаятельной. Есть какое-то злое удовольствие в том, чтобы жить столько, сколько она, не расплачиваясь за это. Каково это?» Сыгравшая её Ребекка Фергюсон создавала своего персонажа на основе одного из самых понятных сценариев человеческой психики: «Вся суть линии Роуз и Истинного узла, да и вообщевсех, – это любовь. Быть частью чего-то. Таковы первичные эмоции. Разница лишь в том, что жить им позволяют дети. Поэтому для Роуз всё это лишь забота о её детях, еёпрайде, из чувства глубочайшей любви».
  • Именно дети являются центральным элементом сюжета «Доктора Сна»… одаренные дети, дети в опасности, дети, которые пытаются найти свое место в мире. Девочка Абра подходит под все три категории. Флэнеган утверждает: «Круче всего то, что с точки зрения автора здесь не одна линия, а целых три, которые сходятся в одной точке. Абра понятия не имеет, что в её магии – так она называет сияние – есть что-то необычное. При этом оба героя разделяют одно общее убеждение – они считают, что должны прятать эту весьма значительную часть их сущности из любви к родным». МакГрегор соглашается: «Дэнни рано научился прятаться и прятать свой дар. Призраки «Оверлука» преследовали его. А подавление способностей привело к алкоголизму. Поэтомуименно его знакомство с Аброй выдвигает на первый план всё то, что он так старался похоронить». Флэнеган продолжает: «Если яростный эгоцентризм Роуз контрастирует с человечностью Дэна, то сердце истории – и самая сложная часть всего актерского состава – это Абра. Именно этому персонажу Кинг передает эстафету «Сияния». Она сильнее Дэна и, возможно, так же могущественна, как и Роуз, но она безрассудна, её сила не сформирована, и она сама не до конца еёпонимает». На эту роль пробовалось около 1000 молодых актрис, а досталась она Кайли Каррен, самым крупным проектом которой был бродвейский «Король Лев». Кайли считает Абру «сильной, но наивной девочкой»: «Мне кажется, она и правда хорошая. Абра очень прямолинейная и не хочет прятать свое сияние – она не такая, как Дэнни, а открыта всему. Не считает, что сияние – это власть или ноша. Воспринимает его как фокус. А себя считает фокусником с крутыми трюками, секрет которых знает только она. Абра готова использовать его во имя спасения людей, даже жизнь отдать за того, кого ине знает».
  • После принятия решения вернуться к незабываемым образам из «Сияния» Кубрика Флэнегану потребовалось разрешение снова ступить в тот мир, в отель «Оверлук». Продюсер Тревор Мэйси объясняет: «Наследники Кубрика были весьма любезны и щедры, позволив нам использовать планы съемочных площадок и предоставив доступ к оригинальным пленкам. Это дало возможность вернуться к краеугольному камню жанра хоррор».
  • Департамент художника-постановщика Мехера Ахмада тщательно просмотрел строительные чертежи и кадры из той картины. Чтобы вместить множество миров, проходящих сквозьновыйфильм, под съемочные павильоны было отданочетыре площадки на студии «Блэкхолл» в Атланте, а команда работала сверх положенного, чтобы соорудить интерьеры, занимающие более 8000 квадратных метров (полтора футбольных поля). На созданиедекораций для «Сияния» ушло более двух лет, а на «Докторе Сне» они были воссозданы всего за шесть недель.
  • Во время съемок, чтобы не выбиться из графика, создатели фильма использовали принцип матрешки: как только заканчивались съемки на одной площадке, на её месте тут же возникала другая. Гигантский паззл «застройки и сноса» обуславливал необходимость тщательного планирования на подготовительном этапе и скоординированной работы во время самого съемочного процесса.
  • Некоторые сцены требовали совершенно особого подхода. Флэнеган объясняет: «Конечно, один из самых ярких моментов книги – эпизод с Брэдли Тревором, которого воплотил Джейкоб Тремблей. Это переломная точка сюжета, невероятно болезненная. Его принесение в жертву Истинным узлом меняет всё, как и должно быть. Это одни из тяжелейших строк, которые я когда-либо читал, и однозначно одни из тяжелейших кадров, которые нам предстояло снять». Фергюсон комментирует: «Кто-то спросил меня: «Как ты думаешь, каково будет сниматься в такой сцене?» Я отмахнулась от вопроса – я профессионал, и мне нужно делать свою работу. Итак, «Мотор!», я вижу, как Джейкоб готовится потерять сознание. Он начинает задыхаться, кричать. Я чувствую, как у меня дрожат губы, ком в горле, а по лицу катятся слезы. Поэтому я вытираю щеки, входя в кадр. Никогда меня так не поражала актерская игра. Я вернулась к человеку, который задал тот вопрос, и сказала: «Я была не права». Этот момент превратил меня в актера, работающего по системе Станиславского».
  • Совмещая изображение и звук, Флэнеган обратился к The Newton Brothers – Энди Грашу и Тейлору Ньютону Стюарту, –попросив написать музыкальное сопровождение. Дуэт подошел к задаче нестандартно, они ввели в саундтрек природные звуки и необычные инструменты. Граш рассказывает: «Мы нашли изобретателя-музыканта Пола Дрешера, который собрал огромную уникальную шарманку. Её низкий пробирающий звук добавляет глубины, он стал «визитной карточкой» Истинного узла, отсылая к прошлому древних путешественников». К тому же они использовали одну из крупнейших эоловых арф в мире, хранящуюся в Северной Калифорнии. Были задействованы и редкие ударные инструменты разных культур, которые привнесли яркость и колорит.
  • Жизнь непроста, она отказывается раскладываться по полочкам. Именно это привлекло юного Майка Флэнегана в работах Стивена Кинга. Режиссер утверждает: «Кинг всегда был мастером рассказывать истории о людях, которые отличаются от большинства, и потому чувствуют себя одинокими. В конце концов, всё, чего они хотят, – это быть замеченными и понятыми. Эта наша сторона становится определяющей, неважно, прячем мы её или нет, и выставлять её напоказ страшно. Именно такой страх мы познаём в очень юном возрасте, а Кинг умеет указать на это так, чтобы «зацепить» читателей». В заключение Майк Флэнеган добавляет: «Я надеюсь, что эта темапроведет зрителя через весь фильм, потому что там есть один ключевой момент, когда Дэн дает Абре совет… такой же, как когда-то давно получил он сам. Дэн говорит: «Впервые увидев тебя, я велел тебе прятаться и не высовываться. Не сиять. Я был не прав». По сути, каким бы страшным не был мир, несправедливым и пугающим, нужно продолжать сиять. Сияй, потому что ты не одна такая, нам именно это и нужно, чтобы мир стал не таким ужасным местом. В этом главная цель истории Кинга: «Сияй!»