Аутсайдеры – обзор фильма

Поделись с друзьями:

“Ford против Ferrari” (в украинской локализации почему-то “Аутсайдеры”) это великолепно рассказанная история о великом противостоянии середины 60-ых годов между двумя компаниями, проповедующих разную философию в создании автомобилей.

Режиссер Джеймс Мэнголдом всегда умел снимать красивое, выверенное кино, в том числе и в жанре фильмов-биографий. Говоря о Мэнголде, на ум сразу приходит потрясающий “Преступить черту” про легендарного Джонни Кэша, от чего сомнений в профессионализме Джеймса, в ожидании премьеры, попросту не было.

Взяв за основу интереснейшую, но малоизвестную зрительским массам историю, Мэнголд на протяжении двух с половиной часов экранного времени раскрывает ее со во всех деталях, при чем делает это ровно и без провисаний. В картине есть все, начиная от красивейших съемок гонок, до смакования эстетики 60-ых со стильными костюмами и роскошными автомобилями, которые и по сей день способны вызвать восхищение у многих зрителей (даже не будучи фанатами автомобилей).

Все это смотрится с чувством грамотно нарастающей интриги, не смотря на реалии жанра. Что еще раз доказывает тот факт, что и байопик может удержать зрителя в напряжении до финальных титров. Главное, чтобы он был мастерски снят.

Пятьдесят процентов успеха фильму принес актерский дуэт Дэймон-Бэйл. Персонажи прекрасно дополняют друг друга, а химия между актерами видна невооруженным глазом. Мы хорошо знаем как это важно для погружения зрителя в происходящее на экране.

Для Мэтта Дэймона, пожалуй, роль в “Аутсайдерах” стала лучшей за несколько лет. В последнее время голливудские продюсеры не охотно сотрудничали с актером, вполне возможно многое изменится в лучшую сторону. Особенно, если Деймон получит “Оскар” за лучшую актерскую игру второго плана. Ну или Кристиан Бэйл. Ведь все мы понимаем, что конкурировать с Хоакином “Джокером” Фениксом за лучшую актерскую игру бессмысленно.

Есть момент при 7000 тысячах оборотов, когда все пропадает. Машина становится невесомой, просто исчезает и остается только тело, несущееся в пространстве и времени. 7000 оборотов в минуту, вот тогда это и происходит. Ты чувствуешь как это приближается, подкрадывается к тебе, к твоему уху и ты слышишь вопрос, единственно важный вопрос: Кто ты такой?


Вывод: Кристиан Бэйл и Мэтт Дэймон воплотили в жизни все задумки режиссера Джеймса Мэнголда и рассказали нам прекрасную историю, в которую погружаешься с головой. Этот фильм о фанатах своего дела, жизнь которых немыслима без адреналина и скорости. Смотреть обязательно.

9 из 10


Трейлер фильма “Аутсайдеры”:


Интересные факты о фильме “Аутсайдеры”:

  • В числе участников съемочной команды Мэнголда, многие из которых сотрудничали с режиссером прежде, номинант на премию «Оскар» оператор Фидон Папамайкл, ASC / GSC (Небраска, Переступить черту), художник-постановщик Франсуа Одуи (Логан, Росомаха: Бессмертный), монтажеры Майкл Маккаскер, ACE (Логан, Переступить черту – номинация на «Оскар») и Эндрю Бакленд (Девушка в поезде), специалист по визуальным эффектам Оливье Дюмон (Меч короля Артура, Древо Жизни), композиторы Марко Белтрами (Поезд на Юму, Повелитель бури) и Бак Сандерс (Повелитель бури, Росомаха: Бессмертный), художник по костюмам Даниэль Орланди (Логан, Спасти мистера Бэнкса) и директор по кастингу Ронна Кресс (Дедпул, Безумный Макс: Дорога ярости).
  • То был один из самых эпичных эпизодов в истории автоспорта — Кэрролл Шелби, в тесном сотрудничестве со своим неукротимым пилотом-испытателем Кеном Майлзом, разрабатывает принципиально новый автомобиль, обошедший в 1966 году легендарные итальянские спорткары Энцо Феррари на 24-часовой гонке Ле-Мана. Это история команды нестандартно мылящих людей, преодолевающих невообразимые препятствия ради достижения цели и благодаря своей незаурядной изобретательности, решимости и силе воли.
  • Режиссера Джеймса Мэнголда привлек сопряженный с проектом двойной вызов: возможность поставить захватывающие сцены гонок, когда зрители, по сути, оказываются внутри автомобилей вместе с бесстрашными пилотами, и возможность вести хронику изобилующей перипетиями дружбы между Шелби и Майлзом. Они были совершенно разными по своему характеру, но при этом яркими личностями: Шелби, жесткий, однако удивительно располагающий к себе, и Майлз, вспыльчивый и резкий; однако их обоих объединяла страсть к инновациям и неизменная любовь к гонкам. Проще говоря, Шелби и Майлз неуклонно стремились к победе, даже если это означало для них рисковать своей жизнью всякий раз, когда они садились за руль. «Они понимали друг друга на самом глубоком уровне, — говорит Мэнголд. — Когда Шелби оказывается перед фактом, что отныне гонки для него закрыты, он решает переквалифицироваться из водителя в продавца и конструктора особенных автомобилей, и Кен становится для Шелби своего рода будущим воплощением мечты. Но Кен не может сдерживать или контролировать себя в ситуациях корпоративных переговоров или публичных выступлений. Он просто говорит все, что думает, поэтому Шелби берет на себя роль защитника или представителя Кена. У них очень симбиотические отношения. То, чего не хватает одному, восполняет другой». «FORD против FERRARI» — это фильм, напоминающий мне, почему я занимаюсь кинобизнесом, — продюсер Питер Чернин рассказывает о том, что привлекло его в проекте. — Это масштабное, эмоциональное, особенное драматическое переживание, в нем есть все, что нужно, чтобы досидеть до конца сеанса. Нам требуется вовлеченность. Мы хотим сопереживать, плакать, смеяться… вдохновляться. В фильме есть все это и даже больше».
  • Чернина также заинтересовал тот факт, что после нескольких лет работы над сценарием к съемкам был привлечен режиссер Джеймс Мэнголд. Мэнголд уже показал себя как настоящий профессионал, искусно и эмоционально убедительно рассказывающий о событиях из жизни реальных фигур, умело поддерживающий напряжение в сюжетах об аутсайдерах. «Он всегда показывает упрямцев, людей, руководствующихся по жизни собственным моральным кодексом, частенько специфическим, иногда несколько выходящим за грань закона, — говорит Чернин. — Идея привлечь его для создания великолепной, масштабной драмы с высокими ставками была верной. Никто не смог бы воспроизвести в фильме такой сплав красоты и души, как это сделал он». «Перед нами стояла задача рассказать историю так, чтобы зрители прониклись страстью, духом товарищества и энергией этих пилотов, конструкторов, техников и механиков, не погрязнув в клише, — добавляет Мэнголд. — Я чувствовал, что, если мы сможем достаточно глубоко погрузиться в психологию наших замечательных персонажей, победы и поражения в спорте окажутся вторичными по отношению к победам и поражениям в жизни».
  • Подход Мэнголда состоял в том, чтобы по возможности достоверно передать реалии жизни Шелби и Майлза. В наши дни, когда компьютерная графика стала неотъемлемой частью большинства блокбастеров, режиссер считал, что в процессе съемок «FORD против FERRARI» важно придерживаться простого подхода к действию в фильме, чтобы как можно более точно воссоздать на экране облик шестидесятых, а также помочь зрителям понять, что испытывали пилоты, выжимая максимум из себя и своих машин. «Нынче преобладают боевики с умопомрачительной компьютерной графикой, тогда как моей целью было представить реальность, сексуальность этих монстров — автомобилей, их двигателей, опасности как что-то глубоко «аналоговое», настоящее и неприукрашенное — говорит Мэнголд. — Люди внутри тонкой алюминиевой оболочки, мчащиеся со скоростью 200 миль в час по трассе. Их смелость и способность выжить в этих обстоятельствах — это было подлинное чудо, и именно его я стремился передать».
  • В начальных сценах фильма показаны победа Шелби на гонке в Ле-Мане и последовавший вскоре после нее диагноз; затем действие переносится в 1963 год. Ford Motor Co., некогда лидер отрасли, отстает по продажам от своего отечественного конкурента General Motors. Маркетинговый директор Ли Якокка говорит о том, что, если Ford хочет привлечь молодых людей, присматривающих свой первый автомобиль, компания должна сделать акцент на скорости: ведь если у Ford появится свой спорткар-чемпион, его серийные автомобили, по аналогии, станут гораздо более востребованными. Поскольку не было автомобилей быстрее и сексуальнее Ferrari, приобретение европейского автогиганта казалось очевидным решением. Однако представители высшего руководства, посланные для ведения переговоров о покупке Ferrari, вернулись в Мичиган ни с чем.
  • Возмущенный генеральный директор Генри Форд II (он же «Двойка») немедленно ставит своего первого помощника, старшего вице-президента Лео Биба, во главе нового высокотехнологичного подразделения гоночных автомобилей Ford Advanced Vehicles, которому поручено как можно скорее построить автомобиль, способный обойти Ferrari на их собственном поле, победить их на «Эвересте» автогонок — 24 часа Ле-Мана. Команда FAV разрабатывает впечатляющий своим дизайном GT40 Mark I, но его дебют в Ле-Мане в 1964 оказался крайне неудачным. Все три спорткара сошли с дистанции, а первое, второе и третье места достались «Феррари». Четвертое место занял Shelby Daytona Cobra Coupe — и этот факт не ускользнул от внимания Форда II.
  • Форд нанимает Шелби для разработки и тестирования нового автомобиля и в конечном итоге для руководства всей гоночной программой корпорации, однако отношения в новой команде усложняются с появлением в ней ведущего пилота-испытателя Шелби — Кена Майлза. Острый на язык Майлз быстро нажил себе врага в лице Биба, делавшего все возможное, чтобы манипулировать Шелби, и при каждом удобном случае пытавшегося выдавить Майлза из игры. Тем не менее, несмотря на немыслимые препятствия и практически непрестанное вмешательство со стороны корпорации, Шелби и его команда, в которую также входят главный инженер Фил Ремингтон и молодой механик-британец Чарли Агапиу, создали один из величайших гоночных автомобилей в истории — Ford GT40 MKII. Принявший участие в одном из самых печально известных конфликтов в истории гонок Ле-Ман в 1966 году автомобиль изменил представление как о Ford, так и об Америке в целом. Мэнголд рассказывает: «Этот фильм о людях, стремящихся к совершенству, пытающихся противостоять натиску группового корпоративного мышления, ориентированного на рыночную конъюнктуру. Это масштабное противостояние, актуальное для нашей страны и в 21 веке; изобретение множества вещей, благодаря которым известна наша страна, требовало готовности рисковать, смелости, интуитивного озарения, а сейчас нам едва ли хватит духу на такое». Чернин добавляет: «Мы были уверены, что у нас получится захватывающий фильм, потому что он рассказывает о закулисных конфликтах и выборе увлеченных своим делом, амбициозных, мотивированных, ярких людях, запечатленных в тот самый момент, когда на смену послевоенному оптимизму 1950-х и начала 1960-х годов в Америку приходит более циничная эпоха конца 1960-х и 1970-х годов. Это также настоящая американская история об аутсайдерах, наполненная ностальгией».
  • Хотя в «FORD против FERRARI» представлен первоклассный актерский состав, воплотивший на экране несколько выдающихся реальных личностей, центральная драма разворачивается вокруг отношений Кэрролла Шелби и Кена Майлза — двух персонажей, не склонных к конформизму. С самого начала режиссер знал, кого он хочет видеть в роли главных героев: Мэтта Дэймона и Кристиана Бэйла. «Оба они необычайно талантливы, — говорит Мэнголд. — Я изначально ощутил, что на экране необходимо передать прежде всего этот органичный дух товарищества». Режиссер говорит, что у каждого из актеров было определенное сходство с соответствующим персонажем. Как и у прославленного автогонщика и конструктора спорткаров Кэрролла Шелби, создавшего легендарные Shelby Cobra и Shelby Daytona, а также скоростные, достойные гонок модификации культовой фордовской серии Mustang, Shelby Mustang, Дэймон поддерживает свой звездный статус уже десятилетия. «Он большую часть своей жизни был кинозвездой, — говорит Мэнголд о Дэймоне. – Известность, слава сопровождают его в течение всей его долгой карьеры, но перед ним встают те же вопросы, что и перед любым актером после сорокалетнего рубежа — куда я иду? Аналогичным образом, Шелби приходится пересмотреть и переосмыслить свою жизнь в начале фильма». Дэймон рассказывает: «Шелби был отличным гонщиком, и он был на вершине успеха. Из-за болезни сердца он потерял призвание своей жизни. Он действительно был на грани того, чтобы погрузиться в безвестность, стать просто еще одним парнем, занимающимся продажей автомобилей. Возможность, предоставленная Фордом, оказалась для него судьбоносной. Для него, как и для Майлза, ставки были невероятно велики. В их жизни случился переломный момент».
  • В актерской карьере Кристиана Бэйла целый ряд сильных духом героев; играя реальных людей, будь то Дики Эклунд в спортивной драме «Боец» или Дик Чейни в байопике «Власть», он особенно тщательно погружается в образ, передавая сущность своих персонажей. За ним также закрепилась репутация человека увлеченного и прямолинейного — во многом таким же был Кен Майлз, воевавший в танковых войсках во время Второй мировой войны, а потом нашедший свое призвание на гоночной трассе. «Во многих отношениях Кен Майлз и Кристиан похожи по характеру, — говорит Мэнголд про актера, сыгравшего главную роль в его фильме «Поезд на Юму». — Кристиан удивительно талантливый актер, но ему не нравится быть кинозвездой. Он любит работать, когда он может чувствовать контроль над своими действиями, когда он за рулем, если можно так выразиться. Кристиан британец, и его многое связывает с индустриальными районами Англии — он нашел миллион способов усилить свою связь с Кеном. Я знал, что ему понравится идея тренировок и вождения в этом фильме». Бэйл подхватывает: «Есть своя свобода в воплощении реальных персонажей, потому что у них есть определенные манеры, у них есть свои странности, у них есть свой голос. И вы можете свободно работать со всем этим. Вы можете посмотреть на того парня на видео или даже пригласить его на съемочную площадку и поболтать с ним — при таком подходе в людях удивительно хорошо раскрывается эксцентричность и своеобразие. Я чувствую себя более раскрепощенным, играя реального человека, потому что знаю, что это не мой собственный эгоистичный выбор». Продюсер Чернин добавляет: «Бэйл и Дэймон входят в небольшую когорту лучших актеров нашего времени. Они оба склонны растворяться в своих ролях, при этом сохраняя присущий кинозвездам магнетизм и энергетику. Можно сказать, что их персонажи представляют мужской типаж старой школы, отличающийся смелостью, скромностью, великодушием».
  • Хотя ранее актерам не доводилось работать вместе, их заинтересовала возможность появиться на экране вдвоем и воссоздать дружбу таких интересных персонажей. «Шелби просто чувствовал, что Кен Майлз незаменим для этой миссии, а Кен был известен тем, что не выносил дураков, — говорит Дэймон. — Он был вспыльчив и не слишком сдержан, высказывая свое мнение, и не хотел просто шагать в ногу со всеми остальными. Если он считает, что идея нелепая, он сразу это вам заявит, все эти политические и дипломатические штучки были не в его духе. И поэтому он был постоянным источником сложностей для Шелби, так как не мог изменить своей природе. Но Шелби действительно нуждался в нем: Кен помогал ему работать над машиной, а затем впоследствии стал ее пилотом в Ле-Мане».
  • Мэнголд хотел, чтобы его актеры как можно больше занимались вождением реальных авто на реальных трассах. «Идея заключалась в том, чтобы выполнить как можно большую часть работы силами наших актеров, — говорит режиссер. — Я действительно хотел, чтобы вождение ощущалось вами «от первого лица». Вы слышите и видите, как гремят болты в шасси автомобиля. Вы чувствуете вибрацию двигателя. Вы понимаете, как сильно автомобиль наращивает обороты и насколько близок он к тому, чтобы взорваться». «Компьютерное проектирование в наше время творит чудеса, — продолжает Мэнголд. — Мы можем с большей точностью предполагать, что и как будет работать. А этим водителям приходилось вести машину, не имея представления о том, устоит ли она под напором скорости. Карандаш и счеты тут ничем не могли помочь. Вам просто нужно было построить машину, сесть за руль и посмотреть, не развалится ли она прямо под вами. В такой смелости, готовности идти на риск и не бояться запачкаться, реализуя свои амбициозные планы, есть своя романтика».
  • Перед началом съемок Бэйл тренировался вместе с опытным постановщиком трюков и водителем-каскадером Робертом Нейглом; на экране Бэйл водит как Shelby Cobra, так и различные модели Ford GT40. Постановщик трюков провел с актером неделю в Школе спортивного вождения имени Боба Бондуранта в Фениксе, Аризона, специализирующейся на гонках. «Кристиан был очень увлечен гоночным вождением, и у него незаурядные способности к этому, — говорит Нейгл. — Он лучший актер, которого я когда-либо тренировал».
  • Джон Бернтал играет Ли Якокку, который, имея весьма скромное происхождение, родившись в семье итальянских иммигрантов в Аллентауне, штат Пенсильвания, стал легендой в автомобильном бизнесе, в 1980-х годах возродив американского автопроизводителя Chrysler. Бернтал — актер, игравший в театре, кино и на телевидении, преимущественно в «спортивном» амплуа, и получивший известность благодаря своим образам душевно травмированных персонажей в таких телесериалах, как «Каратель» и «Ходячие мертвецы», а также в таких фильмах, как «Убийца», «Волк с Уолл-стрит» и «Ветреная река». «Обычно я играю мужчин, которыми движут мускулы, мощь и гнев, и мне быстро стало ясно, что Якокка по силе своего характера не уступает всем тем, кого я играл, — говорит Бернтал. — Источником этой силы является его энергетика. И его интеллект. У Якокки, когда он работал в «Форд», хватило ума понять, что целое поколение 17-летних парней с деньгами в кармане интересуется рок-н-роллом, сексом и скоростью, тогда как Ford продолжал воспроизводить устаревшие модели 1950-х годов, впадая в застой, и это играло против него».
  • Ирландская актриса Катрина Балф, известная по роли Клэр Рэндалл в сериале Starz «Чужестранка», играет Молли Майлз, жену Кена, мать их маленького сына Питера. «Что мне нравится в персонаже Молли в фильме, так это то, что, будучи домохозяйкой, она во многом является равноправным партнером в отношениях с мужем, — говорит Балф. — Кен немного грубоват, это человек с непростым характером, и его социальные навыки оставляют желать лучшего. Но в их семье крепкие отношения. Она говорит ему, что нужно подправить шнурки, она подбадривает его. Вместе они производят впечатление команды, которая поддерживает друг друга. Было очень здорово играть эту роль».
  • Обладатель Пулитцеровской премии и премии Тони, писатель и актер Трейси Леттс (Август, Леди Бёрд) играет легендарного детройтского автомагната Генри Форда II, руководителя Ford Motor Company (1960-1979 гг.). Спортивный жанр, жанр автогонок предоставил новые возможности для актера, которого заинтересовала историческая значимость событий. «Это классический сюжет о противоборстве человека с машиной, человека с человеком и человека с самим собой, — говорит Леттс. — Он прослеживается во многих моментах в развитии спорта, но одним из самых ярких таких моментов являются показываемые здесь реальные события. Многие существующие сегодня автомобили и многие известные нам достижения в области технологий берут свое начало именно в этот период».
  • Джош Лукас играет Лео Биба, одного из руководителей Ford Motors Company, возглавлявшего гоночную программу Ford. Известный своими ролями в «Стильной штучке» и в оскароносной драме «Игры разума», Лукас уже работал с Бэйлом в фильме «Американский психопат» в 2000 году. «Сценарию присуща определенная сентиментальность, — говорит Лукас. — А также и определенная эпичность. Это история о силе и страсти, присущей миру автогонок, и в ней есть своего рода поэтический аспект».
  • Как и его отец, Питер Майлз прямо-таки одержим автогонками; Питера играет Ноа Джуп, снимавшийся вместе с Джоном Красински и Эмили Блант в имевшей большой успех картине «Тихое место» (2018). «Питер — счастливый мальчик, но еще он ребенок, который может потерять отца в любой момент в ходе гонки, — говорит Джуп. — С самого раннего детства он окунулся в мир автогонок и хочет быть гонщиком, как и его отец. Гонки — это все, что он знает».
  • Маститый итальянский актер Ремо Джироне, исполнявший ведущие роли в кино, на телевидении и в театре, играет Энцо Феррари, чья гоночная команда «Скудерия Феррари» в течение многих лет доминировала в спорте. Джироне известен прежде всего ролью главы мафии в популярном итальянском телевизионном мини-сериале «Спрут», а также ролью криминального босса итальянско-американского происхождения в картине «Закон ночи», где он играет вместе с Беном Аффлеком.
  • Рэй Маккиннон, американский характерный актер, писатель и режиссер, известный благодаря созданию завоевавшего признание драматического сериала SundanceTV «Ошибки прошлого», играет Фила Ремингтона, главного инженера в Shelby American. Ремингтон — технический гений, способный починить или собрать все что угодно. Он является главным соратником Кэрролла Шелби в работе над Ford GT40 MKII — спорткаром, который должен обойти Ferrari в Ле-Мане.
  • Джей Джей Филд, наиболее известный своими ролями в картинах «Капитан Америка: Первый Мститель», «Остинланд» и в настоящее время снимающийся вместе с Идрисом Эльбой и Пайпер Перабо в комедийном сериале Netflix «Сделай погромче, Чарли», играет Роя Ланна, инженера Ford, ответственного за проектирование и разработку гоночного автомобиля GT40.
  • Британский актер Джек Макмаллен изображает молодого механика-американца Чарли Агапиу, известного в фильме как Чаз. Он работал с Кеном Майлзом в мастерской по ремонту иномарок в Голливуде, а затем присоединился к нему в гараже Шелби в Венис в начале 1963 года. Кен стал для молодого Чарли кем-то вроде отца.
  • К съемкам в фильме также были привлечены сыновья легендарных автогонщиков, показанных в фильме — многие из которых сами являются или являлись пилотами-чемпионами и знали имя Кэрролла Шелби с детства; они снимались в роли своих отцов. В числе известных водителей-каскадеров — Алекс Герни, сын знаменитого Дэна Герни; Дерек Хилл, сын бывшего чемпиона Формулы-1 Фила Хилла; и Джефф Бакнум, сын американского гонщика Ронни Бакнума.
  • Съемки фильма «FORD против FERRARI» проходили летом и ранней осенью 2018 года в Южной Калифорнии, Джорджии, и в Ле-Мане, Франция. Режиссер Джеймс Мэнголд собрал команду из специалистов, с которыми ему доводилось работать ранее; они помогали ему воплотить свое видение эпического соперничества между Генри Фордом II и Энцо Феррари, и разношерстной командой, нанятой Фордом для достижения амбициозной цели. К постановке также были привлечены несколько консультантов, лично связанных с событиями фильма, чтобы обеспечить большую достоверность; среди них были Чарли Агапиу, бывший руководитель техников и главный механик Shelby American, и Питер Майлз.
  • Перед художником-постановщиком Франсуа Одуи была поставлена задача воссоздать для фильма множество реальных локаций по всему миру: от штаб-квартиры Ford Motor Co. в Дирборне, штат Мичиган, до мастерских Shelby American в Венис, Калифорния, и их новых расширенных производственных помещений в международном аэропорту Лос-Анджелеса. Одуи ранее работал с Мэнголдом над другими проектами, включая «Логан» и «Росомаха: Бессмертный», и был рад продолжить сотрудничество с режиссером. «У Джима всегда очень четкое видение истории, которую он намеревается рассказать, — говорит Одуи. — Его фильмы сильно ориентированы на персонажей. Они основаны на стиле кинопроизводства, который погружает вас в реалии событий. Это означает, что декорации должны выдерживаться в том же ключе и соответствовать требованиям реалистичности и правдоподобия, удерживая фокус внимания аудитории на этом воссозданном мире».
  • Интересно, что практически все сцены «FORD против FERRARI» снимались на натуре. Что касается первых сцен, отснятых на легендарной фабрике Ford, известной как Ford River Rouge Complex, или просто The Rouge, в Дирборне, штат Мичиган, съемки производились на бывшем сталелитейном заводе — столетнем сооружении в деловом районе Лос-Анджелеса. В складских помещениях площадью 15 000 квадратных футов установили сборочную линию и систему ленточных конвейеров, превратив их в автомобильный завод, где в 1963 году осуществлялось массовое производство Ford Falcon. Для сцен на заводе потребовалось 20 Ford Falcons, которые снимались на разных стадиях сборки.
  • Вместо того, чтобы собирать Ford Falcon с нуля, координатор автомобильных съемок Рик Коллинз просматривал Craigslist, eBay и другие сайты с объявлениями о продаже подержанных автомобилей, чтобы купить Ford Falcon тех лет, а затем либо полностью «раздевал» машины, либо обновлял интерьер и экстерьер светло-голубых автомобилей, создавая иллюзию, что они только-только сошли с конвейера. «Все это подлинные машины, — говорит Одуи. — Никакого стекловолокна. Они все из настоящего металла, полностью восстановленные. Даже краска — это та же краска, которая была в каталоге Форда в 1963 году».
  • Экстерьер завода Ferrari и интерьеры офиса Энцо Феррари были сняты на производственных объектах Lanterman Development в Помоне, штат Калифорния. Его наружные стены и внутренний двор очень напоминают внешний фасад завода компании в Маранелло, Италия. Художественный отдел создал точную копию кабинета Энцо Феррари с окнами, выходящими во внутренний двор, где припаркованы две Ferrari: реплика California Modena Spider 1961 года и подлинная Silver Ferrari 275 GTB 1966 года, позаимствованная у местного коллекционера.
  • Одним из знаковых элементов штаб-квартиры Ferrari являются ее заводские ворота; для фильма «FORD против FERRARI» команда художников-декораторов создала точную копию ворот на месте. «Они как ворота в «Кинг-Конге» или «Парке Юрского периода», — рассказывает Одуи. — Вы видите эти ворота, и все сразу понятно: тут Ferrari».
  • Чтобы воссоздать помещения Shelby American Inc. на Принстон-авеню в Венис-Бич, Калифорния, производственная команда нашла двухэтажный кирпичный склад с внутренним двором в одном из кварталов у Честерфилд-сквер в южном Лос-Анджелесе. Художники-постановщики «перенесли» пустующее здание площадью 12000-квадратных фута назад во времени, используя различные предметы интерьера автомобильной мастерской — разводные ключи, домкраты, автомобильные журналы, наряду с призами, досками для серфинга и велосипедами. Завершающим штрихом стала дюжина реплик Shelby Cobra выпуска до 1966 года, включая ряд MKI, MKII и собственный родстер Shelby Cobra Кэрролла Шелби, арендованные на время съемок.
  • После добавления в производственную линейку Shelby Mustang и поступления ресурсов от Ford Motor Co., Кэрроллу Шелби стало тесно в его первой мастерской в Венис, и в 1965 году он перенес свою компанию и сборочную линию в ангар в Международном аэропорте Лос-Анджелеса (LAX). Там он выпускал одни из самых известных спортивных и потребительских автомобилей в истории. Сцены внутри мастерской Шелби в LAX и на предангарной бетонированной площадке снимались в течение почти двух недель в ангаре авиации Национальной гвардии Калифорнии, находящемся в Международном аэропорте Онтарио, примерно в 40 милях к востоку от делового центра Лос-Анджелеса.
  • Когда не было полетов, аэропорт разрешал снимать на предангарной бетонированной площадке, служившей для Шелби испытательным треком. «Мало того, что нам удалось найти гигантский ангар, который мы превратили в точную копию ангара Шелби в LAX, к тому же мы получили доступ к взлетно-посадочной полосе; там мы могли использовать гоночные автомобили и показать происходящее в мастерской Шелби, когда они работали над GT40», — говорит Одуи.
  • Сцены в доме Кена Майлза, в его гараже и окрестностях снимались в фешенебельном районе Хайленд-Парка. На две недели съемок уютное бунгало с двумя спальнями 1909 года стало домом Кена Майлза, его жены Молли и их сына Питера. Ken Miles Limited, мастерская Майлза по ремонту иностранных автомобилей, находилась напротив, на Авеню 64, на месте существующей кузовной мастерской, которую художники-декораторы перенесли в прошлое. Бывший гараж Майлза изначально располагался на бульваре Ланкершим на востоке Долины Сан-Фернандо.
  • Автомобильный координатор Коллинз, в числе предыдущих работ которого несколько частей франшизы «Форсаж», фильмы «Первый человек», «Яркость» и «Капитан Марвел», помимо прочих тесно сотрудничал с художником-постановщиком Одуи и художественными редакторами, обеспечивая аутентичность автомобилей, которые либо собрали, либо заимствовали, либо арендовали для съемок. Его команде пришлось транспортировать внушительный автопарк через всю Южную Калифорнию и дальше, в распоряжение второй съемочной группы в Джорджии.
  • Среди ретро автомобилей, представленных на экране, — единственный в своем роде Daytona Coupe с кузовом из полированного алюминия, стоимость аренды которого составляет 30 000 долларов США, показанный в сценах в Shelby American LAX. Для сцены прибытия Кена Майлза в Ле-Ман, Франция, Западный автомобильный клуб одолжил производственной команде несколько исторических автомобилей из своего музея, включая Ford GT40 MKI и ультра-редкий CD SP66 Peugeot. Во всем мире существует только три таких CD SP66.
  • Многие из гоночных автомобилей были изготовлены для фильма компанией Superformance, ведущим автоателье, находящимся в Ирвине, штат Калифорния, и специализирующимся на репликах «роллинг-шасси» и перевыпущенных автомобилей с 1960-х годов. Компания JPS Motorsports из Северного Голливуда сделала несколько точных копий Porsche Speedster, которые можно увидеть на экране в сцене гонки 1963 года, снятой на гоночной трассе Уиллоу Спрингс Интернэшнл в Уиллоу Спрингс Интернэшнл Моторспорт Парк в Розамонде, штат Калифорния, в 600-акровом комплексе за пределами Лос-Анджелеса, где Кэрролл Шелби и его гоночная команда выставили первые модели AC Shelby Cobra против своего крупнейшего конкурента в те времена, Chevy Corvette. «Корветы» для этих сцен сделала собственная постоянная команда Коллинза в автомобильной мастерской в Сильмаре. Всего для фильма по специальному заказу было изготовлено 34 гоночных автомобиля.
  • При таком количестве ярких эпизодов гонок в фильме было жизненно важно визуально выделить каждую сцену, чтобы развивать историю. Художник по костюмам Даниэль Орланди, который, как и Одуи, работал с Мэнголдом над «Логаном», тщательно изучил и эпоху, и мир автогонок, чтобы добиться исторической корректности своих эскизов. Он также тесно сотрудничал с Одуи при разработке цветовой палитры для каждой гонки. «Мы посмотрели видеоматериалы Ле-Мана 1966, Ле-Мана 1959, Уиллоу-Спрингс, и я прочитал все книги о Кэрролле Шелби и Кене Майлзе, — говорит Орланди. — В истории о реальных людях ничего нельзя сделать без кропотливого изучения документов. Вы хотите быть максимально точными в рамках деталей, помогающих рассказать историю».
  • Что касается Шелби, художник по костюмам полагал, что Мэтту Дэймону не нужно что-то из ряда вон выходящего, чтобы воспроизвести образ выдающегося техасца, который, в действительности, носил свой «фирменный» полосатый полукомбинезон и ковбойскую шляпу еще с тех времен, когда он был фермером и занимался разведением кур. «У него могли бы быть какие-то более вычурные вещи, но Мэтту это ни к чему, — говорит Орланди. — Ему не нужен какой-то особенный костюм, чтобы воплотить образ, не нужно ничего излишне подчеркивать. Он носит ковбойскую шляпу, как это обычно делал Кэрролл Шелби, но носит выборочно, в ключевых сценах, когда она по нашему замыслу должна казаться несколько экстравагантной, вместе с этими его ковбойскими сапогами из крокодиловой кожи».
  • У знаменитого автоконструктора были кудрявые волосы, и 47-летнему актеру пришлось покрасить волосы и сделать первую перманентную завивку. Руководитель отдела парикмахеров Глория Казни, еще один специалист из команды «Логана», говорит, что, хотя действие фильма происходит в 1960-х годах, для всех мужчин она выбрала довольно короткие стрижки. «Мы предпочли короткие и консервативные стрижки, так как более длинные волосы вошли в моду — благодаря «Лету любви» и Джиму Моррисону — уже после событий фильма», – поясняет Глория. «Это был очень характерный для того времени типаж — большинство мужчин аккуратно подстрижены, с короткими бакенбардами, без усов и бороды», — добавляет глава отдела гримеров Джейн Галли, чье сотрудничество с Мэнголдом началось в 1999 году с получившей премию «Оскар» драмы «Прерванная жизнь». С самого начала художник по гриму и режиссер решили, что персонажи, которые проводят дни напролет на гоночной трассе, должны выглядеть как люди, живущие в полевых условиях. «Будь то пилоты или экипаж механиков, Джим хотел, чтобы они были загорелыми, с выцветшими на солнце волосами, потными, потрепанными, перепачканными, в пятнах масла», — говорит Галли. Что касается одежды, Майлз проводит большую часть своего времени в гоночном комбинезоне и рабочей спецодежде. «Его называют битником, хотя он никогда не одевался как битник», — говорит Орланди.
  • Поскольку в распоряжении съемочной команды было лишь несколько фотографий жены Кена Молли, художник по костюмам выбирал для ирландской актрисы Катрины Балф подходящую одежду, напоминающую гардероб жены механика. Молли в основном носит старые джинсы Wranglers 1960-х годов и хлопковые свитера или рубашки. Зато архивных изображений Генри Форда II было вполне достаточно, чтобы воссоздать стиль одежды автомагната. Работая над гардеробом Двойки и его команды управленцев, Орланди черпал вдохновение в проекте, в котором участвовал ранее. «Я помню, как давным-давно занимался фильмом о большой юридической фирме, и режиссер сказал, что хочет, чтобы они были похожи на футбольную команду — и когда они входят, они выглядят именно так, — говорит Орланди. — Мы сделали это, постаравшись придать каждому свои индивидуальные особенности». Для самого Форда художник выбрал классические костюмы Brooks Brothers. «Потомственная коммерческая аристократия, рубашки с воротничком на пуговицах, синий пиджак — мы воссоздали то, что они действительно носили, — говорит Орланди. — Он предпочитает традиционную одежду. И он всегда носит темно-синие костюмы с простыми темно-синими галстуками. Персонажу Джоша Лукаса присуща более темная цветовая гамма. «Для Лео Биби мы выбрали немного более мрачные тона», — говорит Орланди. Ли Якокка, персонаж Джона Бернтала, стал самым «ярким» руководителем в команде. «У него классные туфли из кожи акулы, шерстяные костюмы, узкие серебристые галстуки — пик моды 60-х».
  • Орланди хотел, чтобы между командой Ford и их соперниками из Ferrari прослеживался четкий визуальный контраст. «В то время как руководители Ford не чужды модным тенденциям, и в их гардеробе присутствует синий, серый, серебристый цвета, представители Ferrari более старомодны, — говорит Орланди. — Их костюмы в основном коричневые, кремовые, с вязаными галстуками, жилетами». Орланди сравнивает униформу рабочих фабрики Ferrari, которые носят рабочие комбинезоны и робы, с итальянской военной формой. «Старомодный стиль для Ferrari, а космический век 1960-х для Ford, таков был наш замысел».
  • Местом, где сталкиваются эти миры, становится гоночная трасса. Одной из главных проблем процесса производства стала разработка правильного подхода к съемке различных гоночных эпизодов, с кульминацией в виде грандиозной постановки гонок 1966 года в Ле-Мане. Продюсер Дженно Топпинг объясняет: «Один из самых сложных аспектов съемок заключался в том, что Джим был нацелен на показ персонажей в момент вождения таким образом, чтобы зрители могли прочувствовать рассказываемую историю и проникнуться ею — ведь дело не только в том, кто победил».
  • Мэнголд и оператор Фидон Папамайкл — ранее они вместе работали над пятью фильмами, включая «Переступить черту», «Поезд на Юму» и «Рыцарь дня» — сделали выбор в пользу традиционного подхода, поддерживающего повествование; в качестве примера выступили классическая спортивная драма «Гран-При» (1966) и фильм со Стивом Маккуином «Ле-Ман» (1971). «В визуальном плане мы вдохновлялись преимущественно фильмами 60-х и 70-х годов, а не современным кино о гоночных автомобилях — никакого гипертрофированного движения, отсутствие дистанции благодаря использованию крупных планов и неизменной поддержке ракурса персонажа, — рассказывает Папамайкл. — Мы старались придерживаться операторской техники того времени».
  • Чтобы обеспечить характерный крупный ракурс во время многочисленных эпизодов гонок, Папамайкл использовал специальные установки и съемочные автомобили. «Было очень трудно снимать движение персонажей, точно выдерживая скорость гонки, — делится своим опытом кинематографист. — Постоянно ехать на реальной гоночной скорости было невозможно, в то же время мы не хотели слишком часто прибегать к цифровой графике. Мы старались как можно больше снимать на камеру, работая с прочными шарнирами на настоящих гоночных машинах. Это дает гораздо более реалистичное ощущение, и для актеров тоже — они испытывают настоящие перегрузки, ощущают все сопутствующие вибрации, и им легче передать эмоции и действия персонажей».
  • За поставку, а нередко и вождение многих специальных сопровождающих машин, использовавшихся для съемок эпизодов гонок и захвата автомобилей в движении, отвечал знаменитый пилот-каскадер Аллан Паделфорд и его компания Allan Padelford Camera Cars (принимавшиеся участие в работе над фильмами «Черная пантера», «Капитан Америка: Гражданская война», «Малыш на драйве», «Форсаж» и «Дни грома»). В 2015 году Паделфорд получил Оскар за технические достижения за свою передвижную камеру и транспортную платформу Biscuit Rig, которая широко использовалась в работе над «FORD против FERRARI». Также применялись специальные дополнительные крепления для камер, в том числе телескопические краны от CineMoves, гиростабилизированные головки SpaceCam и шарнирные штативы для стабилизированных камер Oculus.
  • Наиболее сложным эпизодом для съемок стали события гонки 24 часа Ле-Мана 1966, масштаб которых крайне усложнял постановку и съемку. «Последние 40 минут фильма посвящены преимущественно этой гонке, и я хотел, чтобы вы ощутили: это вы сидите, вжавшись в кресло пилота, и живете этой гонкой. Я хотел, чтобы вы прониклись самим духом 24-часовых гонок, прочувствовали, каково это — пытаться водить быстрее всех других и дольше, чем вы привыкли обходиться без сна», — говорит Мэнголд.
  • Для этой 24-часовой гонки по загородным дорогам съемочной команде нужно было найти сельскую местность, похожую на долину Луары во Франции (в конечном итоге этот поиск привел их в Джорджию), а также место для установки гигантских трибун и пит-лейнов Ле-Мана. «На это что ушел не один месяц, — говорит Одуи. — Надо было заниматься автомобилями. Надо было заниматься трюками. Визуальные эффекты, превизуализация, раскадровки — это была действительно гора работы. Думаю, фильмов с такой эпической гонкой больше нет».
  • Хотя «24 часа Ле-Мана» по-прежнему являются ежегодным событием спортивного календаря, проводимым в Ле-Мане во Франции, нынешний трек не похож на версию 1966 года, поэтому весь круг и трибуны пришлось создавать с нуля. Десятки гоночных автомобилей, которые некогда соревновались в Ле-Мане, теперь являются бесценными музейными экспонатами или находятся в частных коллекциях и стоят десятки миллионов долларов на аукционах, поэтому пришлось создавать высокопроизводительные копии. «Французская гоночная трасса Ле-Ман все еще существует, но она уже не та, что раньше, — говорит Мэнголд. — Теперь это гоночная трасса больше похожа на аэропорт имени Шарля де Голля, чем на исходный вариант – очень простой, без изысков. Изначально она представляла собой несколько обычных дорог общего назначения, соединенных в петлю, и ряд огромных трибун. Магия такого вождения со скоростью 200 миль в час на лучших гоночных прототипах по французским проселочным дорогам, круг за кругом, в течение дня, ночи, в дождь, гололед, навстречу рассвету и закату, 24 часа подряд, за рулем одного автомобиля, кажется самой мощной вещью, которую мы пытались воссоздать».
  • В сцене были задействованы самые масштабные декорации из всех созданных для фильма: полномасштабное историческое воссоздание трибун на линии старта и финиша в Ле-Мане, а также три больших сектора дополнительных трибун, VIP-секторы, пит-лейны Ford и Ferrari и сектор для международной прессы — все это было построено в Агуа Дульсе, частном аэропорту в Санта-Кларите, Калифорния. Проект декораций был основан более чем на 300 архивных фотографиях, датированных тем временем и полученных из различных источников, включая Западный автомобильный клуб во Франции — организаторов 24 часа Ле-Мана.
  • Для Одуи и его команды художников и декораторов не было незначительных деталей: они создали сотни рекламных роликов, баннеров, гоночных программ, секундомеров, водительских шлемов, флагов зрителей и даже инструментов для ремонтных ям. «Рассказывая историю вроде этой, вы получаете возможность воссоздать мир доподлинно, чтобы показать исторические события так, как они происходили в свое время, — говорит Одуи. — Мы должны быть верны истории в воссоздании вывесок и деталей в том формате, в тех же цветах, без изменений».
  • В то время как основные съемки фильма проходили в Южной Калифорнии, в Джорджии работала вторая съемочная группа. Ее возглавлял Даррин Прескотт (который также играет в картине легендарного гонщика Боба Бондуранта); постановщик трюков Нейгл, целая армия пилотов-каскадеров за рулем 30 гоночных автомобилей Ford, Ferrari и Porsche и вторая съемочная команда занимались съемкой целого ряда отдельных сцен гонки в Ле-Мане — вдоль участков трассы Сарта, таких как прямая Мульсанн, поворот Мульсанн, Тертр Руж, Шиканы, Белый дом, вираж Арнаж и мост Данлоп.
  • Для съемок сцен 1966 года на участке трассы, проходящем по дороге общего назначения, использовались три локации в Джорджии, в том числе участок 46 автомагистрали в Стейтсборо, ипподром Гран-При Америки в Хатчинсон-Айленд и шоссе Атланта в Бразелтоне. Декорациями для воссоздания трека Сарты стали более пяти миль дорог в этих трех городах Джорджии, оформленных соответствующим образом, с сотнями баннеров вдоль трассы, выдержанных в стилистике эпохи. «Значим каждый момент гонки, так что давления было в избытке, — говорит Прескотт, чьи работы в кинематографе включают такие фильмы, как «Малыш на драйве», «Капитан Америка: Гражданская война», «Драйв», и чья постановка автомобильной погони в картине «Ультиматум Борна» принесла ему премию Гильдии киноактеров. — Указания Джима были четкими: он не хотел, чтобы эпизод превратился в масштабную рекламу автомобилей. Ему не нужны были красивые кадры. Он действительно хотел передать атмосферу происходящего «там и тогда», передать этот дух ретро. Мы знали, что нам нужно будет нанять лучших пилотов в мире и позволить им водить со скоростью 140 миль в час».
  • Стремление запечатлеть реальный опыт, пережитый Шелби и Майлз на протяжении их удивительного партнерства, вызвало всеобщий живой отклик у актеров и участников съемочной группы. В заключение, режиссер-постановщик Мэнголд выражает надежду, что страсть, которую актеры и съемочная группа вложили в создание фильма «FORD против FERRARI», станет достойной данью мужеству и вере героев фильма. «Я надеюсь, что люди выйдут с сеанса, полюбив этих парней, отдав должное их верности друг другу и своему ремеслу, и вспомнив еще один тип настоящего американца и героя», — говорит продюсер Топпинг. Мэнголд поясняет: «Эта не история всей жизни Кэрролла Шелби или Кена Майлза. Это очень важный момент в их жизни, подводящий промежуточный итог, придавший особую значимость всему происходящему. Люди действительно видят связь между стремлением без остатка отдаваться работе, независимо от того, чем вы занимаетесь, с проблемами контроля и корпоративного управления, а также с корпоративным обыкновением сглаживать все мало-мальски острые углы и смягчать любые удары, чтобы никого не обидеть. Я думаю, что мы все скучаем по миру, когда люди были немного более прямыми, непосредственными и склонными к риску». Бэйл добавляет: «Эта история стала легендой, потому какие-то аутсайдеры бросили вызов богу и выиграли, да? Богом был Феррари. Он был монстром, с репутацией и подходом Голиафа, был легендой в мире гонок. И вот несколько невесть откуда взявшихся парней сделали это — с одной стороны, благодаря поддержке компании Ford, с другой стороны, вопреки ее вмешательству».
    *по материалам IVI